Да охранит нас Аллах от заблуждения, ширка и куфра ваххабитов, Амин!

Сказал Аллаh Всевышний [Сура «Тоhа», Аят 5]:

{ الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى }

В этом Аяте есть слово «اسْتَوَى» [Истауа], которое является многозначным в арабском языке [некоторые ученые сказали, что у этого слова 15 значений]. А те, кто утверждают, что у этого слова только одно значение, пусть посмотрят следующие Аяты Кур’ана:

• Аллаh Всевышний сказал (Сура «hуд», Аят 44):

وَاسْتَوَتْ عَلَى الْجُودِيِّ

Это означает: «(Корабль Пророка Нуха) остановился на горе Аль-Джудий». В этом Аяте слово «Истауа» означает «Истакарро» [Остановился].

• Аллаh Всевышний сказал (Сура «Аль Фатх», Аят 29):

فَاسْتَوَىٰ عَلَىٰ سُوقِهِ

Это означает: «Растение выпрямилось». В этом Аяте слово «Истауа» имеет значение «Истакама» [Выпрямилось].

• Аллаh Всевышний сказал (Сура «Аль-Касас», Аят 14):

وَلَمَّا بَلَغَ أَشُدَّهُ وَاسْتَوَىٰ

Это означает: «И когда он созрел [то есть достиг состояния когда у него есть сила]». В этом Аяте слово «Истауа» имеет значение «Таммат Кутиhи-ль джасадийяти» [человек созрел].

Что касается обсуждаемого нами Аята [Сура «Тоhа», Аят 5], то в понимании этого Аята у ученых 2 пути:

- ПЕРВЫЙ ПУТЬ - это общее толкование и этого пути придерживались большинство саляф [ученые жившие в первые три столетия по hиджре].

Они говорили "Необходимо верить, что Аллаh Истауа над Аршем [так как об этом сказано в Кур'ане] и необходимо верить, что Аллаh Истауа как Достойно Его, без образа, без места, без направления и это не означает, что Аллаh утвердился, вознесся или сел на Аль-‘Арш". То есть ученые саляфиты давали общее разъяснение этого Аята, отрицая то, что не достойно Аллаhа. И никто из них не говорил, что этот Аят нужно понимать буквально.

• Сказал Имам 'Али (умер в 40 г. по h.) (رضي الله عنه):
“إِنَّ اللهَ تَعَالى خَلَقَ العَرْشَ إِظْهَارًا لِقُدْرَتِهِ، وَلَمْ يَتَّخِذْهُ مَكَانًا لِذَاتِهِ “

«Воистину, Аллаh создал Аль-‘Арш, показывая Свое Могущество, и не сделал его местом для Себя». Передал Имам Абу Мансур Аль-Багдадий (умер в 429 г. по h.) в своей книге «Аль-Фарку байна-ль-Фирак».

• Сказал Имам Абу Ханифа (умер в 150 г. по h.) в своей книге «Аль-Уасыйяh»:

“نُقِرُّ بِأَنَّ اللهَ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى مِنْ غَيْرِ أَنْ يَكُونَ لَهُ حَاجَةٌ إِلَيْهِ وَاسْتِقْرَارٌ عَلَيْهِ وَهُوَ الْحَافِظُ لِلْعَرْشِ وَغَيْرِ الْعَرْشِ مِنْ غَيْرِ احْتِيَاجٍ، فَلَوْ كَانَ مُحْتَاجًا لَمَا قَدَرَ عَلَى إِيجَادِ الْعَالَمِ وَتَدْبِيرِهِ كَالْمَخْلُوقِ، وَلَوْ كَانَ مُحْتَاجًا إِلَى الْجُلُوسِ وَالْقَرَارِ فَقَبْلَ خَلْقِ الْعَرْشِ أَيْنَ كَانَ اللهُ تَعَالَى! تَعَالَى اللهُ عَنْ ذَلِكَ عُلُوًّا كَبِيرًا”

«Подтверждаем, что Аллаh Всевышний - Истауа над Аль-‘Аршем. Он не нуждается в нем и не утвердился на нем. Он – Тот, Кто сохраняет Аль-‘Арш и другие создания без нужды в этом. Если бы Он нуждался в этом, то не смог бы дать бытие Вселенной, а также каждому из созданных в отдельности. И если бы Он нуждался в восседании и утверждении, то где бы Он был до создания Аль-‘Арша?! Хвала Аллаhу, Который превыше всех недостатков!».

• Один человек спросил Имама Малика ибн Анаса (умер в 179 г. по h.):

"يا أبا عبد الله { الرحمن على العرش استوى } كيف استوى ؟"

«О Абу ‘АбдуЛлаh! [и прочитал Аят] {الرحمن على العرش استوى} [затем спросил] как Истауа?»

Имам Малик ответил:

"الاستواء غير مجهول و الكيف منه غير معقول و السؤال عنه بدعة و الإيمان به واجب ، و أراك صاحب بدعة ، أخرجوه"

««Аль-Истауа» известно [т.е. передано в Кур’ане, что Аллаh «Истауа» над Аль-‘Аршем], Образ – абсурд [не присущ Аллаhу образ], верить в это [в то, что передано в Аяте] – обязательно, спрашивать об этом – [плохое] новшество [так как никто не смел прежде приписывать Аллаhу образ и спрашивать про образ]». Затем Имам Малик сказал, чтобы этого невежду увели.

Передал Имам Аль-Кайрауаний (умер в 386 г. по h.) в своей книге «Аль-Джами' фис-суннан уаль-Адаб уаль-Магази уаль-Тарих» и другие.

Когда у Зун-Нуна аль-Мисри (умер в 245 г. по h.) [ученика Имама Малика] спросили о 5 Аяте Суры «Тоhа», он ответил:

“و سئل ذو النون المصري عن قوله تعالى:". ٱلرحمن على ٱلعرش ٱستوى " فقال: أثبت ذاته و نفى مكنه, فهو موجود بذاته, والأشياء موجودة بحكمة, كما شاء سبحنه”

«Аллаh утверждает Свое Существование с одновременным отрицанием в отношении Себя места. Он Существует Сам по Себе, без нужды в ком- или же в чем-либо из созданных. А все, существующее кроме Него, существует в бытие лишь по Его [Того, Который Превыше любого недостатка] Воле».

Передал Имам Аль-Кушайрий (умер в 465 г. по h.) в своей книге «Ар-Рисаляh Аль-Кушайрийяh».

Как видим из приведенных цитат, эти ученые не дали конкретного значения этому Аяту, однако указали на то, что необходимо верить в то, что Аллаh Истауа над Аль-‘Аршем вместе с отрицанием всех не достойных Аллаhа значений.

ВТОРОЙ ПУТЬ - это подробное толкование и этого пути придерживались большинство халяф [ученые последователи саляф].

Этого пути так же придерживались и некоторые ученые из числа саляф. Они говорили, что допустимо понимать Истауа, как "Кхоhаро" или "Истауля". Это означает, что Аллаh Властвует над Аль-‘Аршем, то есть Сохраняет его, чтобы он не упал на Небеса и не разрушил их. Таким образом они дали конкретное значение этому Аяту. Учёные саляфиты и халяфиты не порицали толкование Аятов, так как среди людей распространились секты, исповедующие тащбиh [приписывание Создателю качеств созданных] и было опасение за убеждения людей.

• Сказал Языковед ‘Абдуллаh ибн Ях’я ибн Аль-Мубарак (умер в 237 г. по h.) в толковании 5 Аята Суры «Тоhа», в своей книге «Гариб Аль-К’уран ва тафсир»:

“{ الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى } [سورة طه ] : استوى : استولى”

«Милостивый Истауа над Аль-‘Аршем» Истауа – [означает] Властвует [Истауля]».

• Сказал Языковед Абу Исхак аз-Заджадж (умер в 311 году по hиджре) в толковании 5 Аята Суры «Тоhа» в своей книге «Ма’аниль Кур’ан»:

“وقالوا : معنى استوى :استولى”

«Сказали: значение Истауа – Властвует [Истауля]».

Сказал о нем Аз-Заhаби (ученик Ибн Таймийи) в книге «Ас-Сияр»: «Грамматик своего времени».

• Сказал Имам Абу Мансур аль-Матуриди Аль-Ханафий (умер 333 г. по h) в толковании 5 Аята Суры «Тоhа», в своей книге «Та'вилят Аhлю Сунна»:

“أو الاستيلاء عليه وأن لا سلطان لغيره ولا تدبير لأحد فيه”

«Или Властвует [Истиля’] над ним [Аль-‘Аршем], и что нет Властелина помимо Него, и нет управления ни у кого над ним [кроме Него]».

Сказал Аль-Хафиз Ат-Тобарани (умер в 360 г. по h.) в своей книге «Ат-Тафсир Аль-Кабир»:

“والاستواء: الاستيلاء، ولم يـزل الله سبحانه مستوليا على الأشياء كلها، إلا أن تخصيص العرش لتعظيم شأنه”

«И Аль-Истуа’ означает Аль-Истиля’ [Властвование]. И Аллаh всегда Властвует над всеми, а Аль-‘Арш выделен чтобы показать его грандиозность [так как Аль-Арш самое большое по размеру творение Аллаhа]».

• Имам Языковед Абуль-Кхасим Аль-Хусейн бин Мухаммад известный как Аль-Асбаhаний [умер в 502 г. по h.) сказал в своей книге «Аль-Муфродат» следующее:

" ومتى عُدِّي- أي الاستواء - بـ (( على )) اقتضى معنى الاستيلاء كقوله : { الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى } [سورة طه ]"

«Если слово «аль-истиуа» совмещено с «’аля», то вместе они дают значение: истиля (властвовать), как в Аяте: «الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى» [Сура «Тоhа», Аят 5]».

А что касается тех, которые говорят, что Аллаh сел на Аль-‘Арш, вознесся над ним или утвердился на нем, то это слова мушаббиhа [уподобляющие Аллаhа созданным, в наше время таких убеждений придерживаются вахабиты], а они далеки от правильного понимания.

Сказал Имам Джа'фар Ас-Содик (умер в 148 г. по h.):

“من زعم أن الله في شىء ، أو من شىء أو على شىء فقد أشرك. إذ لو كان على شىء لكان محمولا ، ولو كان في شىء لكان محصوراً ، ولو كان من شىء لكان محدثًا (أي مخلوقاً”(

«Кто думает, что Аллаh «в» чём-то или «из» чего-то, или «на» чём-то, тот совершает ширк. Так как, если бы Аллаh был «на» чём-то, то Он был бы носимым, если бы Аллаh был «в» чём-то, то Он был бы окружён, а если бы Аллаh был «из» чего-то, то Он был бы созданным».

Передали Имам Аль-Кушайрий (умер в 465 г. по h.) в своей книге «Ар-Рисалятуль-Кушайрийяh», Имам Аль-Матуриди Ас-Самарканди (умер в 333 г. по h.) в своей книге «Шарх Аль-Фикhуль-Акбар» и другие.

• Cказал Абу Аль-Валид бну Рушд (умер в 520 г. по h.) в книге «Щарх Аль-‘Утбийаh»:

إنما نهى مالك لئلا يسبق إلى وهم الجاهل أن العرش إذا تحرك يتحرك الله بحركته كما يقع للجالس منا على كرسيه، وليس العرش بموضع استقرار الله، تبارك الله وتنزه عن مشابهة خلقه

«Воистину предостерег Имам Малик (умер в 179 г. по h.), чтобы не постигла невежду мысль о том, что когда двигается Аль-‘Арш, то двигается Аллаh в соответствии с его движением, подобно тому, как это случается с нами при сидении на стуле, и что не является Аль-‘Арш местом утверждения Аллаhа. Пречист Аллаh от того, чтобы быть подобным творениям».

Передал Имам Хафиз ибн Хаджар Аль-Асколяни (умер в 852 г. по h.) в своей книге «Фатх Аль-Бари».

Имам Аш-Шафи‘ий (умер в 204 г. по h.) сказал:

“من قال أو اعتقد أن الله جالس على العرش فهو كافر”

«Тот, кто говорит или думает [убежден], что Аллаh сидит [восседает] на Аль-‘Арше – тот неверующий».

Передал Имам ибн Аль-Му‘аллим Аль-Кураший (умер в 660 г. по h.) в своей книге «Наджму-ль-муhтадий уа раджму-ль-му‘тадий», а так же передал Шейх ибн Ар-Риф’аh (умер в 710 г. по h.) в своей книге «Кифайатун-Набиh Шарх Ат-Танбиh».

• Сказал Имам Ахмад Ибн Хамбаль:

“والله تعالى لا يلحقه تغير ولا تبدل ولا تلحقه الحدود قبل خلق العرش ولا بعد خلق العرش”

«У Аллаhа ни в коем случае не бывает никакого изменения, превращения, Его не охватывают границы, как до создания Аль-‘Арша, так и после создания Аль-‘Арша».

Передал Имам Абуль Фадль Ат-Тамимий (умер в 410 г. по h.), котрый является одним из самых больших ученых в мазhабе Имама Ахмада, в своей книге «И’тикод Аль-Имам Ахмад».

И это лишь некоторые из слов ученых Ислама об этом Аяте [5 Аяте Суры «Тоhа»], но этого достаточно для понимания.

Заблудились в понимании 5 Аята Суры «Тоhа» секты муджассима и мушаббиhа [Приписывающие Аллаhу тело и качества тел], утверждая, что Аллаhу присуще перемещение, направление, место. Сегодня эти заблуждения взяли себе сектанты ваххабиты, но мусульмане знают, что Аллаh Превыше всех недостатков, не присуще Ему перемещение, изменение, тело, место, направление и другие качества творений.

• Говорят ваххабиты:

«Но ведь сказано в 5 Аяте Суры «Тоhа», что Аллаh вознесся [утвердился, сел] на Трон?!».

На это мы ответим:

«Сказал Аллаh Всевышний [Сура 12 «Юсуф», Аят 2]: «إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ قُرْءَاناً عَرَبِيًّا», - что означает: «Воистину, Кур'ан был ниспослан на арабском языке». То, что ты говоришь на русском, что Аллаh якобы вознесся, то это чей-то перевод и толкование, а что касается Аята, на который ты ссылаешься, то в нем есть слово «استوى» [Истауа], которое имеет 15 значений в языке. Если кто-то говорит, что это слово означает «вознесся» или «утвердился» [сел], то он понял Аят не правильно и взял те значения, которые не достойны Величия Аллаhа.

Путь Аhлюс-Суннаh в понимании этого Аята

Многие ваххабиты знают, что в этом Аяте слово «Истауа» - многозначное, которое можно перевести на русский язык по разному [и допустимо перевести это слово, как «Властвует»], но при этом они пытаются выдать свой перевод за единственный верный [то есть, как будто этот Аят нельзя перевести по другому] - это из хитростей ваххабитов! Таким образом они пытаются преподнести это так, как будто Аhлюс-Суннаh отвергают Аят, а они якобы следуют за Кур'аном, да Сохранит нас Аллаh! На самом деле Аhлюс-Сунна признают все Аяты и не противоречат Кур'ану, но опровергают понимание ваххабитов и их переводы! Опровержение ПЕРЕВОДА Аята, который сделали ваххабиты НЕ является опровержением САМОГО Аята. Да сохранит нас Аллаh от их лжи!

• Если ваххабит спросит:

«Тогда почему мое толкование и перевод не правильные?! Какое у тебя есть доказательство?».

Отвечаем такому:

«Если спрошу тебя «Сыфаты [Атрибуты] Аллаhа совершенны?», то ты непременно подтвердишь это. Тогда я скажу тебе: Пророк, мир Ему, сказал: «كَانَ اللهُ وَلَمْ يَكُنْ شَىْءٌ غَيْرُهُ», - что означает: «Был Аллаh и не было ничего». Если ты признаешь, что Сыфаты Аллаhа совершенны и утверждаешь, что Вознесение - это совершенный Сыфат и что нахождение над Аршем, по твоим словам - совершенный Сыфат, то из твоих слов получается, одно из двух:

1) Либо ты утверждаешь, что Аль-‘Арш не создан Аллаhом, а был всегда;

2) Либо ты утверждаешь, что Аллаh приобрел новый Сыфат [Аллаhу не присущи изменения!

Оба утверждения являются заблуждением. На самом деле, из достойных Аллаhа значений этого Аята - это то, что Аллаh Властвует над Аль-‘Аршем и Аллаh всегда Был Властвующим еще до создания творений. Сущность Аллаhа не связана с творениями, Аллаh Превыше всех недостатков».

• Если ваххабиты спрашивают:

«В некоторых Аятах, как в 54 Аяте Суры «Аль-А’роф» говорится, что «Аллаh Создал Небеса и Земли за шесть дней, а затем Истауа над Аль-‘Аршем», и если ты говоришь, что Истауа - это Властвование, то разве до создания Небес и Земель, Аллаh не Властвовал над Аршем?!».

То отвечаем таким:

«В этих Аятах слово «ثُمَّ» означает «и», а не «затем». Доказательством того, что это слово имеет такое значение является Аят из Кур’ана [Сура «Йунус», Аят 46], в котором сказано: «ثُمَّ اللهُ شَهِيدٌ عَلَىٰ مَا يَفْعَلُونَ», - что означает: «И Аллаh Знает о том, что они делают», и если в этом Аяте слово «ثُمَّ» перевести как «затем», то получается смысл против Ислама, как будто Аллаh только потом [затем] узнал что они совершают. Пречист Аллаh – Он Всезнающий и не присуще Ему не знать. Что касается 54 Аята Суры «Аль-А’роф», то допустимое значение этого Аята – «Аллаh Создал Небеса и Земли за шесть дней и Он Властвует над Аль-‘Аршем». А твои слова лишь опровергают тебя самого, ведь ты утверждаешь, что Аллаh находится над Аль-‘Аршем, и что это якобы указывает на Величие Аллаhа, а тут ты утверждаешь, что Аллаh якобы вознесся на Аль-‘Арш только после Создания Небес и Земель. То есть по твоему собственному мнению Аллаh не был Великим, а стал им только после Создания Небес и Земель. Аллаh Превыше того, что вы Ему приписываете».


Некоторые ваххабиты утверждают,что у слова «استوى» [Истауа] нет значения «استولى» [Иставля] и «قهر» [Кхоhаро]. Неужели они думают, что знают арабский язык лучше, чем сотни ученых, среди которых много языковедов, которые передали о том, что слово «استوى» [Истауа] имеет такие значения?! На самом деле ваххабиты просто обмануты. Некоторые из них на столько обнаглели, что обманывают людей, утверждая, что мы [Аhлюс-Суннаh - Аш'ариты и Матуридиты] якобы отрицаем, что Аллаh استوى [Истауа] над Аль-‘Аршем и якобы заменяем в Кур'aне слово «استوى» на слово «استولى» [Иставля] - все это явная ложь! Мы [Аhлюс-Суннаh] подтверждаем, что Аллаh استوى над Аль-‘Аршем и не заменяем слово استوى, а толкуем это слово другим словом [словом استولى или قهر], чтобы объяснить его значение. А если мы будем следовать логике ваххабитов, то мы так же можем обвинить их в том, что они заменяют слово «استوى» на «صعد» [Со'ида - поднялся, вознесся], «جلس» [джаляса - сел] и «استقر» [истакхарро - утвердился], ведь именно этими словами они в своих книгах объясняют слово «استوى» в 5 Аяте Суры "Тоhа".]

• Если ваххабиты спрашивают:

«Ты говоришь, что в этом Аяте сказано о Власти Аллаhа, тогда почему сказано, что Аллаh Властвует именно над Аль-‘Аршем?! Разве Аллаh не Властвует над всем?!»

То отвечаем им:

«Аль-‘Арш - это потолок Рая и самое большое из созданий Аллаhа. Он выделен по причине его грандиозности. Если Аллаh Властвует над Аль-‘Аршем, то тем более Он Властвует над остальными творениями, которые меньше Аль-‘Арша. Аллаh Всевышний сказал в Кур’ане [Сура «Ат-Таубаh», Аят 129]: «وَهُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ», что означает: «И Он Господь великого Аль-‘Арша», если следовать твоей логике, то почему в этом Аяте сказано именно про Аль-‘Арш, ведь Аллаh Господь всего?!».

Некоторые ваххабиты утверждают, что нельзя говорить об Аллаhе «استولى» и «قهر» [«Иставля» и «Кхоhаро» - эти слова означают «Властвует»] , утверждая, что эти слова не Достойны Аллаhа. Таким мы ответим, что у Аллаhа есть Имя «القهار» [Властвующий]. Это Имя Аллаhа упомянуто в 48 Аяте Суры «Иброhим»: «وَبَرَزُواْ للّهِ الْوَاحِدِ الْقَهَّارِ», - что означает: «Будут спрошены в Судный День Аллаhом - Единственным, Властвующим». Таким образом ваххабиты противоречат Кур'ану.]

• Если ваххабиты утверждают:

«Мы не приписываем Аллаhу место, так как Аль-‘Арш находится над остальными творениями, а над Аль-‘Аршем нет других творений и там заканчивается место. Аллаh Вознесся на Аль-‘Арш и утвердился [сел] на нем так, как это достойно Его, не подобно созданным»

То отвечаем им:

«Во-первых, твои слова, что над Аль-‘Аршем нет места, противоречат Хадису Пророка, мир Ему, который передали Имамы Аль Бухари (умер в 256 г. по h.), Муслим (умер в 261 г. по h.), Аль Байhакый (умер в 458г. по h.) и другие [этот Хадис передан 15 сахабами].

В этом Хадисе передано, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «لَمَّا خلقَ الله الخلقَ كتبَ فيكتابٍ يكتبُهُ على نفسِهِ وهو مرفوعٌ فوق العرشِ إن رحمتي تَغلبُ غَضَبي»,- что означает: «Когда Аллаh Создал мир, то поместил в Книге, которая находится над Аль-‘Аршем, Свое Обещание: «Моя Милость превосходит Мое Наказание»». [«Сохих Аль Бухари» 3194, 7404, 7422, 7453, 7554; «Сохих Муслим» 2751; «Аль Асмаи уас-Сыфат» 622; и др.]. И кто говорит, что Аллаh находится над Аль-‘Аршем, тот уподобляет Аллаhа книге, о которой сказано в Хадисе!

Во-вторых, нет такого места, где нет места. Это абсурд! Когда говорят он направлении [над], то это уже приписывание места, так как направления существуют в пространстве.

А что касается твоего утверждения, что это не подобно творениям, то этим ты не оправдываешь то, что ты приписал Аллаhу недостаток

Некоторые ваххабиты говорят:

«Мы говорим что Аллаh Вознесся или утвердился [сел] на Аль-‘Арше и мы не спрашиваем «как» и не думаем об этом».

Таким образом ваххабиты показывают свою фанатичность в этом вопросе. Они как бы заявляют: «я так говорю и не хочу думать». Если завтра придет другой - больной человек и скажет, что Аллаh якобы сварился [а это одно из значений слова «Истауа»] над Аль-'Аршем [да Сохранит нас Аллаh!], и будет говорить, что это не подобно созданным и нельзя спрашивать «как», то как ваххабиты будут доказывать таким, что они не правы?! Ведь такие люди, как и ваххабиты, будут слепо следовать своим убеждениям. Аллаh Превыше всех недостатков, а ваххабиты далеки от понимания.

Разумному этого достаточно, чтобы понять Истину! А кто не прислушивается и не использует разум, тот в опасном положении. Сказал Аллаh Всевышний в Кур`ане [Сура «Аль-Мульк», Аят10]: «وَقَالُوا لَوْ كُنَّا نَسْمَعُ أَوْ نَعْقِلُ مَا كُنَّا فِي أَصْحَابِ السَّعِيرِ», - что означает: «Они [неверующие] скажут: если бы мы прислушивались и использовали свой РАЗУМ, то не оказались бы среди обитателей ада». Да наставит Аллаh тех, кто заблуждается в этом вопросе и оградит нас и наших близких от тех, кто ошибается, приписывая Аллаhу, Который Превыше всех недостатков, подобие!