Имам Захаби и хафиз ибн Кассир уподобляющие Аллаха творениям - муджассима?

Что касается имама Аз-Захаби, то в действительности, когда он был молодым юношей, он находился под сильным впечатлением от Ибн Таймии. И книгу «Аль-`улюв», автором которого является имам Аз-Захаби, он составил в возрасте примерно - двадцати лет.

И поэтому мы видим, что книга «Аль-`улюв» содержит много погрешностей. Ошибочные мнения и утверждения, чрезмерность и фанатичность встречаются так часто, что эта книга стала такой, в которой есть заметное количество отклонений от вероубеждения ахлю сунны в разъяснении и понимании [науки] аль-калям, так-как,
на этом этапе своей жизни он находился под сильным влиянием Ибн Таймии.

Пример - отклонений от вероубеждения ахлю сунны у имама Аз-Захаби.

Говорит шейх Мухаммад Захид аль-Кавсари (1296-1371 х/1879-1952 м) о послаблении имама аз-Захаби в оценке достоверности хадисов, указывающих на "ташбих": «Например, можно ли представить себе, чтобы ученый, человек в рассудке сделал достоверным хадис, ложность которого яснее солнца в утренний час (сей хадис будет приведен ниже)!? Поэтому не следует "талябуль ильм" (требующему знание) прислушиваться к нему (аз-Захаби) в тех вещах, на которые мы указали». [«Сайфу ссакыль фи ррад аля ибн Зуфейль», стр. 176]

Текст хадиса - который отнес к достоверным имам аз-Захаби, рахимахуллах: «Поистине, когда Аллах закончил сотворение (мира) - "истава" над Троном, (затем) принял полулежащую позу и положив одну ногу на другую, произнес: "Поистине, эта поза не является подобающей для человека"».

Но в [более] поздних книгах Аз-Захаби таких как «Тарих аль-ислям», «Сияр а`лям ан-нубаля» и т.п. мы можем увидеть более выверенные слова имама Аз-захаби и более экспертные, в особенности, после смерти Ибн Таймии. После смерти Ибн Таймии, Аз-Захаби стал [больше] встречаться с большими учёными ахлю сунны, такими как имам Такъюддин Ас-Субки, одним из учеников которого он являлся в области хадиса и истории, имам Такъиюддин Ас-Субки, был одним из великих муджтахидов. И в более поздних его книгах, вероубеждение Аз-Захаби улучшалось, как об этом свидетельствовали многие учёные, такие как имам Аль-Кавсари и другие.

А что касается [имама] Ибн Касира, его вероубеждение намного лучше чем у имама Аз-Захаби.

У Ибн Касира нет прямых высказываний о таджсиме, ничего такого, что указывало бы на таджсим.

Максимум из этого, это то, что он не относил себя к мазхабу аш`аритов. Хотя, когда он хотел занять место преподавателя хадиса в мечети Аль-Умавий, он сказал, что он из - ашаритов! На него, возможно, оказал влияние Ибн Таймия и это очевидно. Тем не менее, он не достиг уровня таджсима.

Дабы развеять сомнения, приведём слова имама Захаби и ибн Кассира.

Сказал имам Захаби о слове Всевышнего Аллаха: «ар-Рахману `аляль Арш истава»: «Тот, кто признает это, подтверждая Коран и хадисы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и уверовал в это, оставляя их смысл Аллаху, не делая тавиль и не углубляясь в него, то это следующий истине мусульманин». Также он сказал: «Наше слово об этом [хадисах о сифатах Аллаха] подтвердить, пропустить, и оставить смысл тому, кто говорил их — безгрешному, правдивому» [Имам аз-Захаби, «Сияр а`лям ан-нубаля»].

Сказал имам ибн Кассир в Тафсире 54 аята, суры аль-А`раф (7): «…а затем истава над Троном»: «Что касается слова Всевышнего Аллаха: «…а затем истава над Троном». «У людей в отношении к этому много мнений и я считаю тут не место для их упоминания. Мы же проложим в этом вопросе, путь праведных предшественников, Имамов Малика, Аузаи, Саури, Лейса, аш-Шафии, Ахмада, Исхака ибн Рахавейхи, и других Имамов прошлого и настоящего. Это прохождение этих аятов как они пришли, без представления формы-образа, без уподобления и без опустошения. Внешнее указание, приходящее на ум уподобляющих не относится к Аллаху Всевышнему, ничто не подобно Ему: «Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий». Дело обстоит так, как сказали Имамы, среди которых Наим ибн Хамад аль-Хузаи, шейх Имама аль-Бухари: «Кто уподобил Аллаха, Его творениям, тот проявил неверие, кто отрицал, то чем Себя описал Аллах, тот так же проявил неверие, и нет в том, чем описал Себя Аллах и сообщил Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует) уподобления. Кто описывает Аллаха, тем, что пришло в ясных аятах и достоверных хадисах, так как подобает Его Величию и очищает Имена и Атрибуты Аллаха от недостатков, тот стал на правильный путь»». [«Тафсир аль-Куръануль `Азым», сура 7, «аль-А`раф», аят 54]