Ахлю Сунна валь Джама’а это ашариты - суфии-сунниты

ПРИЗНАНИЕ ЛИДЕРА ВАХХАБИТОВ

Спросили лидера ваххабитов Ибн Таймию о том, может ли попасть умма мусульман в болшенстве в заблуждение. Ответ.

Хвала Аллаху! Хадис достоверный и известен в сборниках хадисов, как «Сунаны» Абу Давуда, Тирмизи, ан-Насаи и других. Выражение этого хадиса: «Иудеи разделились на 71 группу, все они будут в Аду кроме одной. Христиане разделились на 72 группы все они в Аду кроме одной группы. Эта умма разделится на 73 группы, все группы будут в Аду кроме одной». В другом выражении говорится «на 73 течения». В другом риваяте говорится «Сподвижники сказали: О, Посланник Аллаха! Кто является спасшейся группой? Он сказал: Те, кто придерживаются того, чего придерживаюсь сегодня я и мои сподвижники». В другом риваяте говорится: «Это джама`а, помощь Аллаху этой общине».

Из-за этого он описал спасшуюся группу тем, что она придерживается Сунны и общины и они самая большая часть мусульман. А что касается оставшихся групп, то они последователи отклонения, разделения, нововведений и страстей. И группа из них не достигает даже близко количества спасшейся группы, не говоря уже о том, чтобы она была равна ей. И даже иногда группа из них бывает в очень маленьком количестве» Ибн Таймийя «Маджму`атуль-фатава», т. 3, стр. 345

Секта ваххабитов составляют всего один процент от всех мусульман в мире. Ахлю Сунна валь Джама’а «люди Сунны и согласия», употребляется только - относительно болшей части этой уммы, как сказал наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение): "Не соберется община моя, на заблуждении". Ахлю Сунна валь Джама’а «люди Сунны и согласия» это ашариты - суфии-сунниты!

РАЗБОР ТЕМЫ

Одной из милостью Всевышнего Аллаха по отношению к нашей Умме является то, что большинство ее последователей будут обитателями Рая.

В достоверном хадисе, переданном Бурайдой, да будет доволен им Аллах, говорится: «Обитатели Рая заполнят сто двадцать рядов. Восемьдесят из них заполнит эта община, а сорок – другие общины». Это одно из отличий нашей Уммы от других общин, ведь известно, что были пророки, за которыми последовали лишь единицы.

Однако, в последнее время активно муссируется тема о необоснованности необходимости следования за большинством нашей Уммы (ашаритами суннитами-суфиями), несмотря на то, что по этому поводу передается множество хадисов, и ученые ахлю Сунны всегда обращали на это свое внимание.

В данной статье мы докажем обоснованность призыва к следованию за большинством мусульман, иншааАллах.

Передал Ибн Маджах от Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, следующий хадис: «Поистине, моя община не объединится на заблуждении, и когда вы увидите разногласия, то следуйте за большинством» [1].

Имам ас-Суюти в «Джамиуль-ахадис» и Мухаммад аль-Бусайри в «аз-Заваид» сказали, что иснад этого хадиса слабый. Однако необходимо пояснить, что по правилам хадисоведения от того, что иснад слабый, не следует в обязательном порядке, что сам хадис является слабым, потому что могут быть и другие хадисы с подобным смыслом, которые усиливают смысл первого хадиса и тогда он становится хорошим (хасан ли гайрихи).

Шу`айб аль-Арнаут прокомментировал хадис от Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, в своем «Тахкике»[2] (научном исследовании) на книгу имама аз-Захаби «Сияру а`лями ан-нубаляи» следующим образом:

«Этот хадис передал Ибн Маджах[3] в главе о смутах, раздел «ассавадуль-а’зам», через передачу Валида бин Муслима ад-Димашки: нам рассказал Ма`ан бин Рифа`а ас-Салямий: нам рассказал Абу Халаф аль-А`ма: я слышал, как Анас бин Малик говорил: Я слышал, как Посланник Аллаха говорил… и далее упомянул хадис.

Сказал аль-Бусайри в «аз-Заваид»[4]: Иснад этого хадиса слабый из-за слабости Абу Халяфа аль-А`ма, его имя Хазим бин Атта. Этот хадис передал Абд бин Хумайд: нам рассказал Язид бин Харун: нам рассказал Бакийя бин Валид бин Му`аз: нам рассказал Ма`ан… и упомянул хадис. Также этот хадис передал Абу Я`ля аль-Мусилий: нам рассказал Давуд бин Рашид: нам рассказал Валид и упомянул хадис этим же иснадом и матном.

Этот хадис передается также от Абу Зарра, Абу Малика аль-Аш`ари, Ибн `Умара, Аби Нусрата и Куддамы бин Абдуллаха аль-Каллябий. Каждый из этих риваятов является спорным. Об этом сказал наш шейх аль-`Иракий, да будет милостив над ним Аллах».

Я (Шу`айб аль-Арнаут) скажу: Однако в совокупности этот хадис укрепляется и будет доводом. Хадис Абу Малика аль-Ашари передается у Абу Давуда[5], хадис Абу Насрата у Ахмада[6], хадис Ибн `Умара у Тирмизи[7], Абу Ну`айма[8], Хакима, Ибн Мандаха и ад-Дияа в «аль-Мухтара», и хадис Абу Зарра у Ахмада[9]. Посмотри в «аль-Макасидуль-хасана»[10] и «Муджмау-ззаваид»[11]».

Один из риваятов в котором говорится о необходимости следовать за большинством передал Хаким в своей книге «Мустадрак»[12] от Ибн `Умара, да будет доволен ими Аллах:

«Нам рассказал Абу Хусайн Мухаммад бин Ахмад бин Тамим аль-Асамм: нам рассказал Джа`фар бин Мухаммад бин Шакир: нам рассказал Халид бин Язид аль-Карний: нам рассказал Му`тамир бин Сулайман от его отца от Абдуллаха бин Динара от Ибн `Умара: сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Эта умма никогда не объединится на заблуждении». Также сказал: «Помощь Аллаха джамаату. Вы следуйте за большинством, поистине тот, кто отделился от него, тот отделился в Ад». Халид бин Язид аль-Карний это давний шейх багдадцев. Если бы он запомнил этот хадис, то мы вынесли бы решение о его достоверности».

Имеется ввиду, что если бы Халид бин Язид хорошо запомнил этот хадис от Му`тамира бин Сулеймана, то этот хадис был бы достоверным. Однако от Му`тамира бин Сулеймана около 7 передатчиков передают этот хадис различными версиями из-за чего ни один из этих риваятов в отдельности не может быть достоверным.

По этому поводу Хаким[13] пишет: «Утвердился хиляф в иснаде этого хадиса на Му`тамире бин Сулеймане на 7 версиях, а он один из основных передатчиков хадиса. Мы не можем вынести решение, что все эти передачи относятся к ошибке из-за правоты тех, кто сказали: от Му`тамира от Сулеймана бин Суфьяна аль-Маданий от Абдуллаха бин Динара.

И когда мы скажем подобное, то отнесем передатчика к незнанию и этим посчитаем хадис слабым, однако мы говорим, что Му`тамир бин Сулейман один из имамов хадиса, этот хадис передан таким иснадом, который подобен достоверному хадису. Тогда необходимо, чтобы у этого хадиса была основа одним из этих иснадов.

Затем мы нашли для этого хадиса свидетельства не от хадисов Му`тамира. Я не утверждаю, что они достоверны и не выношу решения, что они слабые, наоборот, мне обязуется упомянуть их из-за единогласия ахлю-Сунны на этом правиле являющийся из правил Ислама. Из тех, кто передал этот хадис из сахабов Абдулла бин `Аббас, да будет доволен ими Аллах».

Имеется ввиду, что хиляф состоит в том, что несколько передатчиков передают этот хадис различными версиями от Му`тамира бин Сулеймана. Мы не можем сказать, что это ошибка Му`тамира, т.к. он один из имамов хадиса, следовательно, различие версий — это ошибка передатчиков, которые передавали от него хадис и тогда этот хадис будет иметь основу одним из этих иснадов. Также Хаким упомянул, что этот хадис имеет свидетельства через другие риваяты, которые укрепляют данный хадис и он упомянул риваяты от Ибн `Аббаса, да будет доволен ими Аллах.

Различные риваяты этого хадиса передали Абу Ну`айм в «Хульят», ад-Даний в «ас-Сунануль-варидати филь-фитан» и аль-Хатыб в «аль-Факих валь-мутафакких». Все эти риваяты укрепляют хадис призывающий следовать большинству и, тем самым, этот хадис будет иметь статус хорошего (хасан ли гайрихи).

Мнения ученых.

Затем, после того как мы доказали, что хадисы призывающие следовать за большинством не являются слабыми, необходимо разъяснить, что имеется ввиду в хадисе под словами «ассавадуль-а`зам».

О значении этих слов среди ученых есть разногласия, но большинство видных ученых считали, что под этими словами имеется в виду – «большинство». Далее мы приведем слова ученых, которые прокомментировали хадисы именно в этом смысле.

Пишет имам Нуруддин ас-Синди в своем комментарии на «Сунан» Ибн Маджаха следующее: «Его слова «ассавадуль-а`зам» т.е. (следуйте) за большой общиной, поистине их согласие ближе к иджма`у. Сказал ас-Суюти в толковании слов «ассавадуль-а`зам»: т.е., (следуйте) за большинством людей которые объединились в следовании правильному пути. Этот хадис указывает на необходимость следования за словом большинства»[14].

Имам`Абдуррауф аль-Мунави комментирует этот хадис в своем шархе на «Джами`уссагир» следующим образом: «[Вам надлежит следовать за большинством] из мусульман т.е. обязуйтесь следовать за большинством мусульман. Это обязательная истина и утвержденная обязанность, которой нельзя противоречить. А тот, кто противоречил этому, тот умер смертью невежества»[15].

Имам `Абдуль-Ганий ад-Дахляви пишет в своей книге «Инджахуль-хаджа» следующее: «[Вам надлежит следовать за большинством] т.е. за большинством людей, которые объединились в подчинении имаму и следовании правильному пути, как это приводится в «аль-Муджма`». Этот хадис великое мерило для ахлу-Сунны валь-джама`а, да отблагодарит Аллах их труд. Поистине, они есть большинство и это не нуждается в доводе. Если ты посмотришь на всех последователей страстей вместе с тем, что их 72 группы, то их количество не достигает даже десятой части ахлу-Сунны. А что касается разногласий среди муджтахидов, а также разногласий почтенных суфиев, великих мухаддисов и выдающихся ученых, то это разногласие, которое не вводит в заблуждение одними других»[16].

Имам Ибн аль-Асир, разъясняя значения слова состоящего из трех корневых букв «син, вав, даль» в качестве примера приводит данный хадис и комментирует его следующим образом: «И об этом хадис «вам надлежит следовать за "савадуль-азам"» т.е. за большей частью людей, которые объединились в подчинении султану и следовании правильному пути»[17].

Далее мы продолжим перечислять ученых которые под словом «ассавадуль-а`зам» понимали именно большинство.

Пишет аль-Хатыбу аль-Багдади следующее: «Если одного мнения будут придерживаться большинство сподвижников, а другого мнения меньшинство, то дают предпочтение большинству, из-за слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «Следуйте за большинством»»[18].

Имам Абу Исхак аш-Ширази пишет: «Когда одного мнения будут придерживаться большинство сподвижников, а другого меньшинство, дают предпочтение большинству из-за слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Следуйте за большинством»»[19].

Шамсуддин аль-Асфахани пишет: «Является далеким, чтобы мнение меньшинства было более весомым т.к. в большинстве случаев то, чего придерживается один противореча мнению большинства, бывает слабым. И потому, что слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Следуйте за большинством» указывают на весомость мнения большинства. А когда мнение большинства будет более весомым, то обязуется следовать за этим мнением. А если не следовать, то из этого следует оставление более сильного мнения и следование за более слабым мнением, что является не правильным»[20].

Имам Куртуби пишет в своем тафсире: «Сказал ат-Табари: Ученые единогласны в нежелательности и запретности музыки. Джамаату ученых противоречили Ибрахим бин Са`д и `Убайдулла бин аль-Анбарий. А Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Следуйте за большинством» и «Тот, кто противоречил джамаату, тот умер смертью невежества»»[21].

Пишет Ибн Таймийя в своем сборнике фетв: Спросили Ахмада бин Таймийю, о словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Моя община разделится на 73 группы». Что это за группы? И каким является убеждением каждой группы?

Он ответил: Хвала Аллаху! Хадис достоверный и известен в сборниках хадисов, как «Сунаны» Абу Давуда, Тирмизи, ан-Насаи и других. Выражение этого хадиса: «Иудеи разделились на 71 группу, все они будут в Аду кроме одной. Христиане разделились на 72 группы все они в Аду кроме одной группы. Эта умма разделится на 73 группы, все группы будут в Аду кроме одной». В другом выражении говорится «на 73 течения». В другом риваяте говорится «Сподвижники сказали: О, Посланник Аллаха! Кто является спасшейся группой? Он сказал: Те, кто придерживаются того, чего придерживаюсь сегодня я и мои сподвижники». В другом риваяте говорится: «Это джама`а, помощь Аллаху этой общине». Из-за этого он описал спасшуюся группу тем, что она придерживается Сунны и общины и они самая большая часть мусульман. А что касается оставшихся групп, то они последователи отклонения, разделения, нововведений и страстей. И группа из них не достигает даже близко количества спасшейся группы, не говоря уже о том, чтобы она была равна ей. И даже иногда группа из них бывает в очень маленьком количестве»[22].

Мы видим, что Ибн Таймийя подтверждал тот факт, что необходимо следовать за большинством. Это та истина, которую придерживались мусульмане в течение полутора тысячи лет.

Среди ученых есть разногласия кто именно имеется ввиду под большинством: большинство ученых или большинство мусульман в общем. В любом случае, у заблудших течений нет никаких шансов на свое идеологическое существование.

Опровержение заблудших.

Заблудшие еретики приводят некоторые аяты и хадисы как бы в подтверждении своего убеждения, якобы в них говорится, что истина будет на стороне меньшинства и мусульманам необходимо следовать за меньшинством. Далее мы поочередно разберем «доводы», которые приводят заблудшие новаторы.

«Доводы» из Корана:

1. Заблудшие еретики в качестве довода на то, что большинство уммы собьется с пути истины приводят аят Корана:

«Он (Коран) возвещает радостную весть и предостерегает, однако большинство их отворачивается и не слышит»[23].

Приводя этот аят, заблудшие хотят сказать, что под большинством имеется ввиду большинство нашей уммы. Однако эти еретики не удосуживаются обратиться к тафсирам великих ученых. Оно и понятно, ведь если они обратятся к тафсирам, в пух и прах будет развеяно их ложное убеждение.

Имам ат-Табари в своем тафсире, являющимся самым авторитетным тафсиром Корана, комментирует этот аят следующим образом: «Слова Аллаха: (Однако большинство их отворачивается). Говорит Всевышний Аллах: Они возгордились, чтобы прислушаться к Корану и поразмыслить над тем, что есть там из доводов Аллаха. И отвернулись от него большинство из этого народа, которым был ниспослан Коран с благой вестью для них и предостерегающей. А они народ Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует»[24].

Мы видим из комментариев ат-Табари, что речь в данном аяте идет о мушриках Мекки, но никак не о большинстве нашей уммы.

Также имам Куртуби пишет в комментариях к этому аяту: ««Но большинство их отвернулось» т.е. жители Мекки «и они не слышат» слушанием которое дала бы им пользу»[25].

Имам Ибн Касир толкует этот аят таким образом: ««Однако большинство их отворачивается и не слышит» т.е. большинство курайшитов. Они ничего не понимают из Корана вместе с его ясностью и разъясненностью»[26].

2. Следующий аят, который приводят заблудшие: «И если ты (Мухаммад) послушаешься большинства тех, кто на земле они сведут тебя с пути Аллаха…»[27].

Опять-таки еретики пытаются сказать, что в этом аяте есть указание не следовать за большинством нашей уммы. Но в этом аяте речь идет о большинстве жителях планеты, а не нашей уммы. Известно, что большинство жители земли всегда были неверными.

Имам ат-Табари толкует этот аят так: «Поистине сказал Аллах своему Пророку: «если ты послушаешься большинства тех, кто на земле» из людей, потому что они тогда были неверными и заблудшими»[28].

Как видно речь идет о людях в общем, но никак не о нашей умме.

Имам аль-Куртуби комментирует аят следующим образом: «Слова Всевышнего Аллаха: «если ты послушаешься большинства тех, кто на земле» т.е. кафиров «они сведут тебя с пути Аллаха» т.е. с пути, который приводит к воздаянию Аллаха»[29].

Ибн Касир пишет с своем тафсире: «Всевышний Аллах рассказывает о состоянии большинства жителей земли, что они являются заблудшими»[30].

3. Следующий аят, который приводят еретики: «Но уверовали вместе с ним (Нухом) лишь немногие»[31].

Известно, что пророк Нух, мир ему, хоть и проповедовал пол-тысячи лет, но за ним последовали лишь немногие, но какое отношение народ Нуха, мир ему, имеет к нашей умме?

Признак нововведенцев - когда у них уже не остается довода, они начинают приводить аяты и хадисы, не имеющие никакого отношения к разбираемой теме. Есть еще и другие аяты, которые приводят заблудшие, но разбирать их нет никакого смысла. Мы привели комментарии самых авторитетных толкований, тоже самое говорится и в других тафсирах и мы не нашли ни один тафсир ахлу-Сунны где бы говорилось то, о чем говорят заблудшие.

«Доводы» из Сунны:

1. Последователи нововведений приводят следующий хадис: «Не перестанет группа людей из моей общины открыто придерживаться истины, и не повредят им выступающие против них. И так будет до тех пор, пока не придет повеление от Аллаха!»[32].

Приведя этот хадис, они заявляют: «То, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорит именно о группе в его умме, указывает на то, что истины всегда будет придерживаться меньшинство».

Мы говорим этим еретикам: во-первых, на каком основании, вы решили, что под «группой» в данном хадисе имеется ввиду меньшинство? Известно, что группа может быть и большой, и средней, и малой; так на каком основании вы заявляете, что речь идет именно о малой группе?

Во-вторых, даже если представить, что речь идет о малой группе, то почему вы решили, что остальные являются заблудшими?

Пишет имам ан-Навави об этом хадисе: «Что касается этой группы, то сказал аль-Бухари: они ученые, а сказал Ахмад бин Ханбал: если они не являются мухаддисами то я не знаю кто они. Сказал аль-Кади `Ийяд: Ахмад имел ввиду ахлу-Сунну валь-джама`а и тех, кто убежден в истинности мазхаба мухаддисов. Я (имам ан-Навави) скажу: Возможно, что эта группа распределена между различными группами мусульман. Среди них есть сражающиеся храбрецы, факихи, мухаддисы, аскеты, повелевающие добро и порицающие зло, также другие различные группы праведников. Не обязательно чтобы они были объединены, наоборот может быть они распределены по уголкам земли»[33].

Отсюда следует, что в данном хадисе даже речи нет о том, что истина будет на стороне меньшинства.

2. Также они приводят хадис: «Сказал Посланник Аллаха: «Туба» (Райское дерево) для чуждых. Его спросили: Кто такие «чуждые», о Посланник Аллаха? Он сказал: Малое количество праведных людей, находящиеся среди большого количества плохих людей. Тех, кто будет им противиться будет больше чем тех, кто будет повиноваться»[34].

В этом хадисе говорится, что праведных людей бывает мало, что является очевидным и с чем никто не спорит, но не сказано, что за меньшинством - истина.

«Довод» из логики (заблудших): Последователи нововведений в качестве своего «опровержения» говорят: «хадис о том, что умма разделится на 73 течения, указывает на то, что следующих истине будет мало, так как из 73 течений Ислама только одно в Раю».

Мы говорим этим заблудшим: на каком основании вы решили, что количество последователей одного истинного течения, будет меньше чем количество последователей 72 течений?

О, требующие далиль всегда и везде! Есть ли у вас довод утверждать подобное?

Более того, разве не сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, что необходимо следовать за большинством? Разве не указывает это, что количество последователей истинного течения будет больше чем последователей 72 течений?

История свидетельствует что последователи всех заблудших течений в Исламе меньше чем последователей ахлу-Сунны валь-джама`а. Это подтверждают слова имама ад-Дахляви и Ибн Таймийи которые мы привели.

И хвала Аллаху Господу миров!

[1] Ибн Маджах, «Сунан», № 3950, «Книга о смутах», раздел «ассавадуль-а`зам»
[2] Шуайб аль-Арнаут, «тахкик» к книге «Сияру алями ан-нубаляи» имама аз-Захаби, т. 12, стр. 196-197
[3] № 3950
[4] стр. 246
[5] № 4253
[6] Муснад Ахмада т.6, стр. 396
[7] № 2167
[8] Хилятуль Авлия т.3, стр. 37
[9] Муснад Ахмада т. 5, стр. 145
[10] стр. 460
[11] т. 1, стр. 177, 178
[12] Хаким, «Мустадрак», № 391, т. 1, стр. 199
[13] Хаким, «Мустадрак», № 397, т. 1, стр. 201
[14] Имам ас-Синди, «Кифаятуль-хаджа», комментарии к хадису № 3950, т. 2, стр. 464
[15] Имам аль-Мунави, «Файдуль-кадир», № 2221, т. 2, стр. 431
[16] Имам Абдуль-Ганий ад-Дахляви, «Инджахуль-хаджа», № 3950
[17] Имам Ибн аль-Асир, «ан-Нихая фи гарибиль-хадис», раздел «س،و،د», т. 2, стр. 419
[18] Аль-Хатыбу аль-Багдади, «аль-Факиху валь-мутафакких», т. 1, стр. 441
[19] Имам аш-Ширази, «аль-Люма фи усулюль-фикх», т. 1, стр. 95
[20] Аль-Асфахани, «Баянуль-мухтасар», т. 1, стр. 557.
[21] Тафсир аль-Куртуби, т. 14, стр. 54
[22] Ибн Таймийя, «Маджму`атуль-фатава», т. 3, стр. 345
[23] Сура «Фуссилят», 4
[24] Тафсир имама ат-Табари, толкование 4 аята суры «Фуссилят»
[25] Тафсир имама Куртуби, сура «Фуссилят», 4
[26] Тафсир Ибн Касира, сура «Фуссилят», 4
[27] Сура «аль-Анам», 116
[28] Тафсир ат-Табари, сура «аль-Анам, 116»
[29] Тафсир Куртуби, «аль-Анам», 116
[30] Тафсир Ибн Касира, «сура «аль-Анам», 116
[31] Сура «Худ», 40
[32] Имам Муслим, № 1920; Бухари № 7311
[33] Имам ан-Навави, «Шарх Муслим», комментарии к хадису № 1920, т. 13, стр. 66-67
[34] Ибн Мубарак, «аз-Зухд», № 775; имам Ахмад, «Муснад», № 6650