Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа - Ашария-Матуридия


«Он превыше тех ограничений, что накладывают на Него, превыше того, чтобы быть в каких-то рамках или иметь части или конечности. Он не содержится в шести сторонах света, как все сотворенные вещи» («Акида ат-Тахавия»)

 

- Ашаритами были имамы аль-Байхаки, ан-Навави, ибн Хаджар Аскаляни, Салахуддин аль-Аюби и другие.

- Большинство мусульман из ахлу сунна валь джамаа - ашариты, последователи имама Абул-Хасан Али аль-Ашари.

Ашаритами называют последователей имама Абуль-Хасана аль-Аш'ари, разыАллаху анху, в вопросах вероубеждения, однако не тех, кто слепо за ним следует, а тех, кто получает хидаят, опираясь на достоверные доказательства. Те, кто ищет хидаят, называли себя последователями имамов-саляфов, таких, как Абу Ханифа, Малик, Шафии, Ахмад, да будет Аллах доволен ими всеми, в вопросах фикха. Хотя эти имамы и расходились в методах иджтихада и вынесения решений, тем не менее, они были единогласны относительно основных источников (Коран, Сунна, иджма и кыяс). Вероубеждение, сформулированное имамом Аш'ари, основано на Коране, Сунне и пути саляфов. Мы называем эти убеждения ашаритскими потому, что имам Аш'ари своими знаниями озарил этот путь и отстоял истинные убеждения в диспутах с различными заблудшими группами. Поэтому последующие поколения стали называть убеждения саляфов именем этого великого имама.

Имам Таджуддин ас-Субки, рахимахуллах, пишет 1:

«Знай, что Абуль-Хасан [аль-Аш'ари] не высказывал новых взглядов и не создавал новый мазхаб. Он лишь отстоял [в спорах] и обосновал те убеждения, которые разделяли сподвижники. Относить себя к последователям этого имама означает следовать пути саляфов, который подтверждён ясными доказательствами. Поэтому того, кто следует этому пути, используя доказательства, называют ашаритом».

Затем он [Субки] разъяснил, что этому пути следует большая часть уммы:

«Шейхуль-ислам Изуддин ибн Абду-салям сказал, что шафииты, маликиты, ханафиты и лучшие из ханабалитов сошлись на ашаритской акыде. И шейх маликитов его времени Абу Амр ибн аль-Хаджиб и шейх ханафитов Джамалуддин аль-Хусейри согласились с ним».

Аль-Хафиз Абу Бакр аль-Байхаки, рахимахуллах, алим третьего поколения последователей имама аль-Ашари, пишет 2:

«И очередь [в защите убеждений саляфов] дошла до нашего шейха Абуль-Хасана аль-Аш'ари. Он не вводил никаких новшеств в религию, а лишь разделял убеждения сподвижников, табиинов и других имамов саляфов касательно основ религии и объяснял их. Всё, что они исповедовали, соответствовало Шариату и не противоречило разуму, несмотря на то, что некоторые заблудшие утверждали, что, мол, убеждения саляфов противоречили разуму. В своих разъяснениях имам использовал сильные доводы. Он отстаивал убеждения имамов Куфы, таких, как Абу Ханифа и Суфьян Саври, имамов Шама, таких, как аль-Авзаи, имамов Хиджаза, таких, как Малик и Шафии, и имамов других исламских земель. [Он отстаивал] убеждения имама Ахмада и других ахлю-хадис: Лейса ибн Саада, Абу Абдуллы Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари и Абу аль-Хусейна Муслима ибн аль-Худжаджа ан-Несайбури (двух великих имамов ахлю-хадис) – а также прочих хранителей Сунны. Именно на этих ученых зиждется Шариат».

Аль-Хафиз ибн Асакир, рахимахуллах, пишет 3:

«Мы не считаем, что Абуль-Хасан аль-Аш'ари создал пятый мазхаб [помимо уже существовавших ханафитского, маликитского, шафиитского и ханабалитского]. Наоборот, он отстоял мазхаб Ахлю-с-Сунна и разгромил убеждения сторонников дурных новшеств. Он разъяснил убеждения предшествовавших четырех имамов и других алимов Ахлю-с-Сунна. Он разъяснил и отстоял ту часть Сунны, которую многие отрицали и опровергали. В таухиде мы не следуем за ним слепо, но опираемся на его доказательства в вопросах вероубеждения и причисляем себя к его мазхабу, чтобы отделиться от заблудших течений. Например, мутазилитов, джахимитов, каррамитов, мушаббиха и других заблудших. Именно имам Аш'ари опроверг и разгромил их, и то, что они заблуждаются, стало очевидно даже тем, кто раньше этого не понимал. Мы не считаем, что акыда четырёх имамов [в фикхе] отличается от акыды имама Аш'ари. Мы считаем, что у них одна акыда: они исповедуют истинный таухид и убеждены, что Аллах ни в чём не подобен творениям.

Таким образом, имам следовал в акыде методу этих четырёх имамов. И каждый, кто считает себя ашаритом, обретет счастье, и каждый, кто отвернется от этой акыды, не достигнет успеха. Все те, кто утверждает абсолютное неподобие Аллаха творениям (а их очень много!), по сути, являются ашаритами. И муваххиду 4 не вредит то, что ему приписывают заблудшие, ведь это ложь».

Вчитайтесь в эти слова. Этот великий имам сказал, что сунниты называют себя ашаритами, чтобы отделить себя от заблудших групп, поскольку имам Аш'ари и его последователи следуют за четырьмя имамами и другими саляфами.

Также Ибн Асакир, рахимахуллах, пишет 5:

«Они, ашариты, неукоснительно следуют Корану и Сунне и отказываются от всего, что приводит к фитне. Они проявляют терпение во время трудностей и испытаний, опровергают врагов религии и всегда следуют за Кораном и достоверными хадисами. Следуя за разумом, они не доходят до отрицания сифатов, как это делали джахимиты, но сочетают в основах следование Откровению с доводами разума, подтверждающими положения Корана и Сунны. В отличие от мутазилитов, они не усердствуют в отрицании положений Корана и Сунны, и не халатны, как муджасима, [которые из-за этого впали в заблуждение таджсима]. Они опровергают заблудших джахимитов и нечестивых карамитов, разоблачают доводы кадарритов и развеивают сомнения джабаритов… Их мазхаб – это мазхаб золотой середины. Их источник знаний – это самый чистый источник. У них наивысший уровень. И ничья критика не сможет подорвать их авторитет, и никакой критик не сможет очернить их».

Имам аль-Муртаза аз-Забиди, рахимахуллах, пишет 6:

«Знай, что эти два имама (Абуль-Хасан аль-Аш'ари и Абу Мансур аль-Матуриди) не высказали никаких новых идей и убеждений, но лишь отстояли мазхаб саляфов, разделяя убеждения, которых придерживались сахабы, опровергая всех заблудших».

Вот кто такие ашариты. Вот что написали о них величайшие учёные Ислама. И тот, кто отказывается следовать за ними, проявляет высокомерие и враждебность к убеждениям сахабов, табиинов и имамов саляфов. Истину знает лишь тот, кто следует за имамом Абуль-Хасаном аль-Аш'ари, разыАллаху анху, и другими великими знатоками вероубеждения Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а!

И в завершение приведем доказательство того, что появление этого великого имама предсказал наш Господин Пророк Мухаммад, солляллаху алейхи ва саллям, и одного этого достаточно, чтобы придерживаться пути ашаритов.

Ибн Асакир, рахимахуллах, в «Табиин аль-казб аль-муфтари...» пишет, что, когда был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих» 7, – Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, указал на Абу Мусу аль-Аш'ари, разы Аллаху анху, – предка Абуль-Хасана Аш'ари – и сказал, что речь идёт о нём и его народе. Многие мухаддисы, муфассиры и факихи говорят, что это относится к Абуль-Хасану Aш'ари, так как благодаря нему были побеждены мутазилиты.

Убеждения, сформулированные имамом аль-Матуриди, практически ничем не отличаются от убеждений, сформулированных имамом аль-Ашари. Расхождения – чисто словесные или касаются второстепенных тем и нюансов. А как может быть иначе, если оба ученые исповедовали то, с чем пришел наш Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует? Ашариты и матуридиты – это одно. Поэтому, называя первых, обычно имеют в виду и вторых; называя вторых, имеют в виду и первых. Ведь это один правильный путь, ведущий к спасению в вечной жизни.

И одним из доказательств истинности ашаритской акыды и ее соответствия акыде имама аш-Шафии является тот факт, что практически все выдающиеся шафиитские факыхи и мухаддисы были ашаритами и защищали эту школу от нападок заблудших.

 

1. Табакат, том 3, стр. 365.
2. Аль-Хафиз ибн Асакир, Табиин аль-казб аль-муфтари, стр. 103; Субки, Табакат, 3, стр. 397.
3. Табиин аль-казб аль-муфтари, стр. 359.
4. Муваххид – тот, кто исповедует таухид, т.е. верит в Единство Аллаха в Его сущности, атрибутах и действиях.
5. Табиин аль-казб аль-муфтари, стр. 357.
6. Итхаф, том 2, стр. 7.
7. Коран, сура Маида (5), аят 54.4.6


Комментарий к «Акыда ат-Тахавийя» имама аль-Бабирт! Плейлист 14 видео