Антихрист

Материалы подготовил - Имам Московской мемориальной мечети, богослов - Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др.   http://umma.ru/

Антихрист. На арабском языке в наследии Пророка эта глобальная историческая личность названа как «Даджаль», что при филологическом истолковании слова переводится как «лгать, обманывать; скрывать, прикрывать (например, обман)». То есть ему будет дана временная возможность поменять местами ложь и правду. Правдивое, праведное в его времена станет ложным и греховным, а грех станет формой проявления набожности пред новым «богом», которым Антихрист себя объявит, и который станет непростым испытанием для человечества в доказательство их духовной проницательности и веры пред Единым и Единственным Богом для всех времен и народов, Сотворившим все и вся, в том числе и самого Антихриста, с глубоким и переходящим в вечность умыслом.
Пролог
«В истории человечества нет ничего более страшного, чем период правления Антихриста».
Кто же он?
Антихрист (Даджаль) — человек, в появлении которого нет сомнений. Его появление, как неотвратимое событие, красной линией проходит во всех монотеистических верованиях. Он станет по воле Всевышнего значительным испытанием для своих современников. Будет иметь огромную власть: оживлять тех, кого незадолго до этого сам же убил; владеть невообразимой по обычным меркам роскошью и достатком; у него на Земле будет свой ад и свой рай; его богатства будут неустанно приумножаться; по его приказу будет идти дождь и произрастать хорошие урожаи. Мирское примет в этот период гипнотический блеск и красоту, что многих ослепит в вопросах вечного и вознесет Антихриста в их сознаниях на уровень Бога воплоти на земле. /2/


Неспроста последний Посланник Господа Мухаммад часто молил Всевышнего в завершении молитвы-намаза: «О Всевышний! Поистине, я прошу защиты у Тебя от мучений Ада, мук в загробной жизни, от искушений жизни и смерти и от соблазна Антихриста»/3/, оставляя последующим поколениям полезную грань спасения на случай, если человек окажется живущим именно в это смутное время.


Упомянутые описания нечеловеческих возможностей будут, — по воле Творца, — сопровождать Антихриста на протяжении какого-то времени /4/, но в один прекрасный момент он лишиться всего этого и не сможет защитить даже самого себя от наступившего срока смерти — он будет убит Иисусом, чье второе пришествие придется именно на это время.
Антихрист в сунне

Упоминание об Антихристе в наследии последнего Божьего Посланника (да благословит его Всевышний и приветствует):


1. «[Антихрист своими чудотворными и умом непостижимыми по мирским меркам поступками и возможностями будет поначалу убеждать людей в том, что он — пророк, а потом — и сам Бог, потому навеки уясните для себя, что] воистину, Всевышний не является одноглазым [не имеет подобных человеческих изъянов, прости меня Господи!] Знайте же, Антихрист будет одноглазым (будет иметь явный дефект) на правый /5/глаз. Глаз его будет подобен жухлой /6/виноградине/7/». /8/


2. «[Еще со времен Ноя] /9/каждый из Божьих пророков предостерегал своих последователей от [зла] одноглазого лжеца. Да, он (Антихрист) одноглазый (будет иметь явный порок обеих глаз) [и он будет говорить вам, что он — Господь Бог, но знайте] Господь ваш не может быть таковым! Меж глаз у Даджаля (Антихриста) будут написаны [три арабские буквы] «кяф», «фа», «ра», то есть, «безбожник». /10/Любой мусульманин [любой верующий в Единого Творца, будь то француз, немец, татарин или араб, вне зависимости от грамоты и образования] сможет прочитать это. /11/[По воле Всевышнего это будет очевидно и заметно для тех верующих, которые все-таки смогут не ослепнуть духовно от его невероятной по мирским меркам мощи и притягательного богатства. Проницательность верующего даст точный и однозначный ответ] /12/». /13/


3. «У Даджаля будет вода и огонь. [Но] огонь его — это [на самом-то деле] прохладная вода, а вода его — огонь.

Не погибните же [соблазнившись на то, что погубит вас, разрушит вероятность вашего вечного благополучия в Раю Господа миров]»; «У Антихриста будет подобие Рая и Ада. То, что он будет называть раем, на самом деле — ад. [То, что будет считаться счастьем в его империи, обернется для людей горем; а то, чего будут ужасаться и сторониться — счастьем. Но лицезреть настоящее обличие обстоятельств и истинную цену навязанных ценностей люди смогут лишь по результату завершения этого глобального для человечества испытания]». /14/


4. «Появится Антихрист в среде последователей моих и пробудет он на Земле сорок, не знаю, сорок ли это дней, месяцев или лет. И ниспошлет Господь Иисуса, сына Марии. /15/Найдет он Антихриста и уничтожит его. После чего люди семь лет будут пребывать в полном мире и благополучии, не будет вражды между ними. Затем Всевышний пошлет со стороны Шама (Сирии) холодный [пронизывающий] ветер, который не оставит на земле ни одного человека, имеющего хотя бы малую часть веры в Единого Господа. Даже если человек постарается спрятаться в глубине горы [самом надежном подземном бункере], ветер /16/настигнет его и там». /17/Явные отличительные характеристики антихриста
1. Он одноглазый. Достоверно известно, что у него будет явный дефект, связанный именно с глазами. Суть богословских комментариев, с учетом всех хадисов, где оговаривается данный отличительный аспект одного из сильных мира сего, такова: «Бросающийся в глаза изъян будет касаться как правого глаза, так и левого. В основе своей — плохое зрение или отсутствие возможности видеть на один глаз. Одно око будет потухшим и запавшим /18/(вероятно, правый глаз), а другое — выпуклым и блестящим (вероятно, левый глаз). Для людей, которые смогут сохранить за собою зрячесть разума и души, несмотря на обвораживающую и околдовывающую силу мирского притяжения Антихриста, будет очевидно, что Всевышний (а Антихрист на определенном этапе своей жизни начнет называть себя Богом) не может быть человеком, а тем более, иметь явный изъян прямо на лице». /19/


2. Меж глаз у него написано: «безбожник». Как это будет, в какой форме, что это будет? До фактического появления самого Антихриста известно это лишь одному Всевышнему Аллаху. Думаю, и смысла нет излишне рассуждать на это счет, лучше ограничиться текстом хадиса.


3. «Крупного телосложения, красный, курчавый (с кудрявыми, вьющимися волосами)». /20/


4. На Земле у Антихриста будет свой, в мирских границах и возможностях, рай, а также — ад. Это — Богом данная Антихристу временная возможность вершить все по-своему. Но и этому, с одной стороны великолепию и обольщению с одновременным обожествлением Антихриста в сознаниях слабых интеллектом и верой, а с другой — жестокости, наказанию, а главное — жесткому испытанию, не продолжаться вечность. Одного волеизъявления Всевышнего — «будь» (стань иным) достаточно, дабы вся иллюзорная феерия/21/империи Даджаля рассыпалась в прах подобно карточному замку, канув в историю человечества как явное знамение преддверия Конца Света и неотвратимого Судного Дня. /22/5. «Свирепствовать, сеять зло он будет направо и налево». /23/Место появления антихриста
Вопрос. Не так давно я был в Йемене, где мне рассказали, что в Коране говорится о том, что в Сане (столице Йемена) должен родиться Антихрист (Сатана). И что будто бы этот город проклят. Соответствует ли это действительности, и если да, то в какой суре Корана упоминается об этом? Эмиль. 29 лет. Москва.


Ответ. Во-первых, Антихрист — это не Сатана, который по природе своей является джинном /24/, а — человек. Во-вторых, в Коране нет прямого упоминания об Антихристе, а тем более, о месте, где он появится. /25/В своде хадисов имама Муслима приведены слова последнего Божьего посланника Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Появится Антихрист где-то между Шамом (Сирией) и Ираком». /26/С учетом некоторых разногласий, мусульманские ученые единодушны в том, что Даджаль (Антихрист) появится на Востоке. /27/Границы его империи
К концу жизни его власть распространится практически на весь земной шар, кроме двух городов — Мекка и Медина. /28/Также в некоторых хадисах упоминается Иерусалим. /29/Сколько он пробудет на земле
«...и пробудет он на Земле сорок, [но] не знаю, — говорит Пророк Мухаммад, — сорок ли это дней, месяцев или лет». /30/

В другом случае, когда у него (да благословит его Всевышний и приветствует) спросили о времени пребывания Антихриста на Земле, он ответил: «Сорок дней. День как год, день как месяц и день подобный пятнице. А остальные дни подобны вашим». /31/От комментариев думаю воздержаться, ведь 24 часа нарастающего глобального ужаса могут показаться человеку целой вечностью.
... И конец
«Скорость распространения зла Антихриста по Земле будет подобна скорости [свинцовых грозовых] туч, причем, невероятно велика. Он придет к народу, призовет их уверовать в него [считать его богом], они положительно воспримут его призыв, и тогда по его приказу с неба польет обильный дождь, а земля даст хороший урожай. Их стада будут отправляться утром на пастбища и вечером возвращаться сытыми, окрепшими и дающими необычайно много молока.


Затем отправится он к другим. Призовет их [уверовать в него, как бога], а они откажутся. Он покинет их, а на утро они лишатся всего [сохранив за собой лишь свою веру в Господа миров].


Проходя мимо руин и развалин, он скажет: «Выведите все сокровища [что таятся в вас; выведите наружу все ценное и драгоценное, что в недрах ваших]!» И последуют эти сокровища за ним подобно пчелиному рою. [Антихрист подобно магниту будет притягивать к себе невероятное количество сокровищ и богатств].


Подзовет он к себе крепкого юношу и разом разрежет его пополам [на две отдельные половинки, что станет явным доказательством его смерти]. Затем обратится к нему, и тот возродится, сияя и смеясь от радости. /32/


Так будет продолжаться до тех пор, пока не ниспошлет Господь миров Иисуса сына Марии [что явится вторым пришествием вознесенного ранее на небеса одного из величайших Божьих пророков]. Он опустится на Землю к востоку от Дамаска, опираясь на крылья двух ангелов, ...и убьет Иисус Антихриста». /33/Насколько все это страшно
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркнул: «В истории человечества, начиная со времен [праотца людей и первого пророка] Адама и кончая [моментом наступления] Конца Света, нет ничего более страшного, чем [появление и властвование] Даджаля (Антихриста)». /34/


Да убережет нас Всевышний Аллах от зла Антихриста, от гипнотической и ослепляющей роскоши его и власти; от страшных наказаний, что будет осуществлять он в адрес непокорных ему.


Верующий всегда спокоен и целеустремлен, стараясь делать все, что в его силах, на благо общества и последующих поколений. Испытания — он проходит мимо них, преодолевает их, если нет возможности обойти и избежать, но не погрязает в них. С благословения Творца и Его помощью видит куда идти и зачем.
Эпилог
Интеллектуально или физически бросаться на поиски Даджаля (Антихриста), что делают некоторые (говоря, что, мол, он там-то уже появился или родился), а тем более, переполняться страхом и депрессионным чувством безысходности, я бы не советовал. Трата на это времени и сил не обернется для нас каким-либо благом, а жизнь может в любой момент завершиться и тем самым для покойного наступит уже Конец Света, еще до появления многих признаков, в том числе и Антихриста. Предполагаю, что мало кто из «многословных искателей» прислушается к этим словам, но я все же предупрежу о бесполезности траты времени на подобные «поиски». Да, нужно знать достоверное и поясненное, но при этом в контексте многих светских и религиозных познаний следует прожить осмысленно свою жизнь, которая стала бы полезна не только лично для нас, чего уже непросто достичь, но и для других.

/1/ Антихрист. На арабском языке в наследии Пророка эта глобальная историческая личность названа как «Даджаль», что при филологическом истолковании слова переводится как «лгать, обманывать; скрывать, прикрывать (например, обман)». То есть ему будет дана временная возможность поменять местами ложь и правду. Правдивое, праведное в его времена станет ложным и греховным, а грех станет формой проявления набожности пред новым «богом», которым Антихрист себя объявит, и который станет непростым испытанием для человечества в доказательство их духовной проницательности и веры пред Единым и Единственным Богом для всех времен и народов, Сотворившим все и вся, в том числе и самого Антихриста, с глубоким и переходящим в вечность умыслом.
/2/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000, т. 16, с. 130, 131; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.], т. 9, ч. 18, с. 58, 59.
/3/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16, с. 112, хадис № 7129; там же, т. 3, с. 403, хадисы № 832 и 833.
Арабский текст и транскрипцию молитвы см., например: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству, 3-е изд., с. 149.
/4/ Смотрите далее.
/5/ В другом достоверном хадисе сказано «на левый глаз». Оба варианта достоверны. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, ч. 18, с. 60; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992, т. 8, с. 3453.
/6/ Жухлый — утративший яркость, потускневший.
/7/ В своде хадисов имама аль-Бухари — «подобен выпуклой виноградине». См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 8, с. 590, хадис № 3439 и с. 601.
Имам ан-Навави и другие авторитетные мухаддисы отметили достоверность обоих вариантов. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, ч. 18, с. 60.
/8/ См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998, с. 1175, хадис № 100 (169); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, ч. 18, с. 59, хадис № 100 (169).
Также см.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16, с. 112, хадисы № 7123, 7127; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8, с. 3453, 3454, хадис № 5471.
/9/ Данное достоверное уточнение приводится в сводах хадисов Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ахмада ибн Ханбаля. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16, с. 119; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002, с. 646, хадис № 2239, «хасан».
/10/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16, с. 113, хадис № 7131; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8, с. 3452, хадис № 5469; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 650, хадис № 2250, «хасан, сахих».
/11/ См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1175, хадис № 103 (2933); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, ч. 18, с. 60, хадис № 103 (2933), а также хадис № 105 (2934).
/12/ Подробнее см.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, ч. 18, с. 60, 61; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16, с. 124, 125.
/13/ См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1175, хадисы № 101 (2933), 102 (2933) и 103 (2933); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, ч. 18, с. 59, 60, хадисы № 101 (2933), 102 (2933) и 103 (2933).
/14/ См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, ч. 18, с. 60, хадис № 106 (2934), а также с. 62, хадисы № 107 (2934, 2935) и 109 (2936); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16, с. 113, хадис № 7130; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8, с. 3454, 34555, хадисы № 5472 и 5473.
/15/ Это будет вторым и заключительным пришествием Иисуса на Землю. Подробнее об этом см., например: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству, 3-е изд., с. 92, 93.
/16/ Не исключено, что слово «ветер» является метафорой и имеет эзотерический смысл.
/17/ Хадис приводится в св. х. имама Муслима и упомянут в тафсире Ибн Кясира в комментарии к 155-159-м аятам 4-ой суры Священного Корана. См.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]: В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1991, т. 1, с. 643; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, ч. 18, с. 75, хадис № 116 (2940); аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]: В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.], т. 12, ч. 24, с. 86, хадис № 226; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675-739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997, т. 16, с. 350, хадис № 7353, «сахих».
/18/ Запасть — войти, вдаться внутрь; стать впалым.
/19/ Мнения великих ученых сходятся именно в такой трактовке имеющихся риваятов. Подробнее см., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, ч. 18, с. 60; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16, с. 121, 122; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8, с. 3452, 3453.
/20/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16, с. 112, хадис № 7128.
/21/ Феерия — 1. Жанр театральных представлений обычно фантастического содержания. 2. Волшебное, сказочное зрелище. См.: Большой толковый словарь русского языка, с. 1418.
/22/ См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, ч. 18, с. 60, хадис № 104 (2934) и комментарии к нему; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16, с. 123, 124.
/23/ См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, ч. 18, с. 65, хадис № 110 (2937).
/24/ Подробно о джиннах и Сатане смотрите в отдельном материале на сайте.
/25/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16, с. 114.
/26/ См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, ч. 18, с. 65, хадис № 110 (2937).
/27/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16, с. 113; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 15, с. 202, хадис № 6792; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 647, хадис № 2242.
/28/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16, с. 114.
/29/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16, с. 130.
/30/ См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, ч. 18, с. 75, хадис № 116 (2940); аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 12, ч. 24, с. 86, хадис № 226.
/31/ См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, ч. 18, с. 65, хадис № 110 (2937).
/32/ Описание отдельных действий и возможностей Антихриста дано в хадисе доступным и понятным на все времена языком, что является в немалой степени образным описанием и общим информированием.
Тело одного и того же человека можно одеть как в одеяния Средних веков, так и в одежду предполагаемого будущего. Так и здесь, общие и понятные очертания примут облик того времени, в котором волею Всевышнего все это и произойдут.
Также см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16, с. 126, хадис № 7132; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 15, с. 211, хадис № 6801, «сахих».
/33/ Хадис от Навваса ибн Сам‘ана; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, ч. 18, с. 66-68, хадис № 110 (2937); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8, с. 3456-3462, хадис № 5475; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 648, хадис № 2245, «хасан, сахих».
/34/ Св. х. Ахмада и Муслима. См., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8, с. 3452, хадис № 5469; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, с. 480, хадис № 7861, «сахих».