Благие дела, совершаемые от имени умершего

Материалы подготовил - Имам Московской мемориальной мечети, богослов - Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др.   http://umma.ru/

В Священном Коране есть слова о том, что в мире вечном человеку вернется только то, что было совершено непосредственно им. Однако мы знаем, что у мусульманских народов есть немало обычаев совершения благого (например, чтение Корана или угощение людей) от имени умершего. Как это следует понимать?
Мнение исламских богословов единодушно, что мольба-ду‘а за покойных полезна для них и благодать от нее доходит до умерших. /1/В Священном Коране сказано: «Те [верующие], которые придут после них [тех, кто уже ушел из жизни] говорят, [молясь за себя и покойных]: «О, Господь наш! Прости нас и верующих братьев наших, что были до нас» (Св. Коран, 59:10).


Пророк Мухаммад не раз молился за мертвых: «О Аллах, прости прегрешения живым из числа нас и мертвым». Супруга Пророка Мухаммада ‘Аиша передавала, что Посланник Господа часто отправлялся в конце ночи на мединское кладбище и просил у Всевышнего помиловать покоящихся там, простить прегрешения их. /2/


В Священном Коране сказано: «И человеку не будет ничего [в День Суда], кроме как совершенное им [в земной жизни]» (Св. Коран, 53:39). /3/


Ввиду того, что в Исламе окончательное заключение и вывод могут делаться только на основе анализа и сопоставления первоисточников, обратимся к другим аятам и хадисам, комментирующим и конкретизирующим упомянутую цитату.


Однажды ‘Умар спросил у Пророка о своем отце, который при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но сделать этого не успел: «Могу ли я принести в жертву пятьдесят верблюдов от имени моего отца?» Пророк Мухаммад (да благословит его Аллахи приветствует) ответил:
أَمَّا أَبوُكَ فَلَوْ أَقَرَّ بِالتَّوْحِيدِ فَصُمْتَ وَ تَصَدَّقْتَ عَنْهُ نَفَعَهُ ذَلِكَ .
«Что касается отца твоего, то если он верил в Единственность Бога, то пост твой и милостыня от его имени помогут ему» (хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада).
К Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) пришел мужчина и спросил: «Мой отец умер и не оставил завещания. Будет ли ему польза, если я совершу от его имени благое деяние?» Пророк коротко ответил: «Да» (хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа).


Один мужчина обратился к Посланнику Господа: «Моя мать скоропостижно скончалась. И мне кажется, что если бы она имела возможность что-то сказать перед смертью, то попросила бы совершить благие деяния от ее имени. Если я сделаю это, будет ли ей от этого польза?» Пророк ответил: «Да» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима).


Эти и несколько других достоверных хадисов указывают на то, что усопшие обретают вознаграждение, находясь в загробной жизни (барзах), за благие деяния, совершаемые детьми от их имени, что уже частично ограничивает широту смысла упомянутого аята.


Относительно тех, кто не является родственниками умершего, но хочет от его имени совершить благое, известный богослов аш-Шавкяни говорит: «Воистину, человек имеет право сделать намерение передать вознаграждение за благое деяние в пользу другого человека, независимо от того, является ли это молитвой или постом, милостыней или паломничеством, чтением Корана или чем-либо иным из благих дел, и независимо от того, приходится ли он умершему родственником или нет.

Этот саваб (вознаграждение) дойдет до покойного (по милости Творца) и полезен ему, — считают богословы всех четырех суннитских мазхабов». Аш-Шавкяни продолжает: «У богословов-шафиитов были некоторые разногласия относительно чтения Корана от имени покойного, но избранным (мухтар) и основным является мнение, что это возможно. Необходимо только, чтобы прочитавший суры Корана и просящий у Аллаха довести данное вознаграждение до покойного, был уверен в возможности этого, так как в любой мольбе-ду‘а должна присутствовать уверенность, что Всевышний, если пожелает, может принять любую мольбу в соответствии с Его всезнанием и мудростью». /4/

/1/ См.: Аль-‘Айни. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 434; ан-Навави Я. Аль-азкяр ан-нававия. С. 278.
/2/ См.: Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т. 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.], т. 4, ч. 7, с. 40, 41, хадис № 974.
/3/ Некоторые ученые говорили, что под словом «человек» подразумевается неверующий, который получит из хорошего только то, что заслужил и только в этой жизни. Также комментируют: «На основе справедливости Творца человек получит только то, что заслужил. Но есть еще и безграничная милость Господа».
/4/ См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 99-102.