Бракосочетание

Материалы подготовил - Имам Московской мемориальной мечети, богослов - Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др.   http://umma.ru/

Согласно Священному Корану, брачный союз между мужчиной и женщиной является одной из важнейших заповедей Господних.


Именем Аллаха, милость Которого безгранична и вечна! Уповая на Бога Единого, Обладателя истинного знания и мудрости, прошу у Него силы и разумения высказать смиренное суждение, соответствующее истине Слова Господнего, а не суетным знаниям века сего.


Согласно Священному Корану, брачный союз между мужчиной и женщиной является одной из важнейших заповедей Господних.


«Аллах сотворил для вас супруг и супругов из вашей среды, и создал для вас через супруг и супругов ваших детей и внуков, и наделил вас благими дарами» (Св. Коран, 16:72).


«И из Его знамений то, что сотворил Он для вас жен из вашей среды [природа мужчин и женщин одна, они дополняют друг друга], дабы находили вы успокоение с ними. А также то, что заложил Он в вас любовь и милосердие друг к другу. Поистине, во всем этом — знамения для размышляющих» (Св. Коран, 30:21).


Узаконив брак между мужчиной и женщиной, Мудрый и Справедливый Творец установил угодный Ему порядок заключения супружеского союза.


Требования, предваряющие заключение брака


Исходя из норм шариатского права и исламской традиции, юноша, имеющий намерение жениться, должен соблюсти следующие требования, предваряющие заключение брака:


— обратить внимание на девушку без ее ведома;
— если она произвела внешне благоприятное впечатление, то пообщаться с ней в людном месте;
— предварительно удостовериться в том, что заключению данного брака нет никаких препятствий, предусмотренных исламским законодательством (например, кровное или молочное родство);
— если она подходит по мировоззренческим принципам и ценностным ориентирам, то намекнуть ей о своем намерении жениться на ней;
— если девушка согласна на брак, переговорить с ее родителями (или опекуном) для получения их согласия;
— при получении полного согласия на бракосочетание со стороны девушки и ее родителей (или опекуна) организовать сватовство и помолвку;
— оговорить определенный срок церемонии бракосочетания.


В качестве одного из первых шагов к заключению брака юноша должен в явной или завуалированной форме засвидетельствовать избраннице свое намерение жениться на ней. При взаимном согласии вступить в брак организуются сватовство и помолвка.


Помолвка есть акт публичного обещания сторон сочетаться супружескими узами, но она не дает жениху и невесте, будущим супругам, большего права, чем право общения в обществе родственников или людном месте. По мнению большинства богословов, во время и после помолвки юноше можно смотреть лишь на те части тела девушки, которые не являются ‘ауратом (лицо и кисти рук) /1/. Обниматься или целоваться категорически запрещено, так как до женитьбы молодые люди остаются еще чужими друг для друга.


Исламские богословы едины во мнении о том, что если на предложение юноши имеется явное согласие со стороны девушки, то в этом случае второе сватовство к этой девушке канонически запрещено. При отсутствии явного согласия сватовство со стороны другого мужчины допустимо /2/.


Согласно хадису, мужчина «...не имеет права помолвки против [уже имеющейся] помолвки брата своего, кроме как после [его] отказа или с его позволения» (хадис от Абу Хурайры и Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и Ахмада) /3/.


Если к девушке посваталось несколько юношей, не зная о намерениях друг друга, то ничего предосудительного в этом нет.
Требования и рекомендации духовного порядка
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «О юноши! Кто из вас имеет возможность жениться — пусть женится. А кто не имеет такой возможности — пусть постится» /4/. Исламские богословы считают, что под «возможностью» подразумеваются физическое и психическое здоровье, моральная готовность, материальный достаток и религиозная грамотность как условия для полноценной семейной жизни /5/.


В будущей жене или предполагаемом муже необходимо обратить внимание на здоровье, морально-нравственные качества и материальный достаток. Однако самым главным качеством является духовно-религиозная грамотность и благочестие. «Сочетайтесь браком с людьми благочестивыми, благонравными. Если кто-то из вас будет беден, Всевышний обогатит вас по милости Своей» (Св. Коран, 24:32).


Пророк говорил: «Выбирайте супругу по четырем критериям: по материальной обеспеченности, воспитанности [в первую очередь — в отношении супруга и его родственников], красоте и религиозности. Но особое внимание обратите на религиозность» (хадис от Абу Хурайры; приведен во всех шести сводах достоверных хадисов, а также в св. х. Ахмада) /6/.


В другом хадисе пророк Мухаммад предостерегает: «Не женитесь на девушке [только] из-за ее красоты, ибо это может погубить ее; и не женитесь [только] из-за ее богатства, ибо это сделает ее непокорной. Женитесь на девушке из-за ее религиозности!» /7/(хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Умара; св. х. Ибн Маджа, аль-Барраза, аль-Байхакы) /8/. То есть главным фактором, побуждающим совершить столь ответственный шаг, каким является женитьба, должно быть не богатство или красота, а именно религиозность будущей супруги.


«У Пророка спросили: «Какая женщина наилучшая [наиболее подходящая для женитьбы]?» Он ответил: «Та, при взгляде на которую супруг радуется, которая покорна ему в просьбе или приказе. И если он относится к чему-то отрицательно, то и она с порицанием относится к этому» /9/(хадис от Абу Хурайры; св. х. ан-Насаи, Ахмада)/10/.


Две главные цели, которые преследуются при выборе супруги: 1) чтобы она принесла в дом счастье и спокойствие; 2) чтобы она могла воспитать будущих детей в духе высокой морали, религиозной нравственности и богобоязненности.


Исходя из исламских религиозных канонов, можно назвать качества, наличие которых в будущей супруге желательно:


— религиозность;
— способность родить более одного-двух детей /11/;
— девственность;
— благородное происхождение (принадлежность к семье, известной своей религиозностью и смирением) /12/;
— красота;
— наибольшая отдаленность по линии кровного родства.


При этом важно исходить из того, что будущая супруга станет единственной. Ибо в ином случае велика вероятность того, что муж не сможет исполнить строжайший коранический завет — проявлять справедливость в отношении всех жен.

В Священном Коране сказано: «...Женитесь на тех женщинах, что приятны вам, — двух, трех или четырех. А если боитесь вы, что не будете одинаково справедливы [к ним во всем], то — [только] на одной...» (Св. Коран, 4:3). Однако, зная Свое творение и желая ему блага в обоих мирах, Господь говорит: «Вы никогда не сможете быть справедливы [по отношению] к нескольким женам, даже если очень постараетесь» (Св. Коран, 4:129). В хадисе также содержится предупреждение: «У кого будут две жены и он не станет явно одинаково относиться к ним, то в Судный День такой человек предстанет с волочащейся за ним половиной [тела]» /13/(хадис от Абу Хурайры; содержится в четырех из шести сводов хадисов и в св. х. Ахмада)/14/.


Каноны исламского законодательства о браке исходят из того, что наиболее разумным, соответствующим исламским представлениям о богобоязненности и благочестии является моногамный брак. Наличие второй, третьей или четвертой жены — каноническое исключение, которое снисходительно допускается исламским брачным правом, но обусловливается рядом возможных обстоятельств. Шариат не содержит призывов к полигамии и не считает ее обязательной.


Исходя из принципов исламского права (фикха) и исторической практики, правоведы (факихи) определили условия, при которых возможно заключение нового, повторного брака. К ним относятся, например:


— бесплодие или неспособность первой супруги к деторождению;
— условия военного или послевоенного времени, когда число незамужних женщин и вдов (нуждающихся в обустройстве семейного очага, заботе и уходе) превосходит число мужчин;
— физиологические особенности мужчины, выраженные в излишней сексуальной активности (при условии достаточного материального обеспечения двух или нескольких семей), что может создать почву для прелюбодеяния, которое есть великий грех перед Богом и семьей /15/.
Канонические условия, необходимые для  брака
1. Отсутствие близких родственных связей или иных причин, препятствующих браку.

Препятствием к браку могут стать причины как (1) постоянного, так и (2) временного характера.


К числу первых относится кровное родство, то есть общность крови между лицами, ведущими происхождение от одного близкого родоначальника, независимо от того, состоялись ли эти отношения в законном браке или вне его. Так, невеста не должна приходиться жениху сестрой, тетей по отцу, тетей по матери и т. д.


К числу препятствий второго рода относятся препятствия временного характера: невестой не может быть сестра жены, супруга другого мужчины, женщина, находящаяся в послеразводном (3 мес.) или траурном периоде по причине смерти мужа (4 мес. и 10 дней). Если женщина, разведенная или оставшаяся без мужа вследствие его смерти, беременна, то срок, в течение которого она не может выйти замуж, завершается с рождением ребенка, независимо от того, будет ли это один день или девять месяцев.


Сказано в Священном Коране: «Не женитесь на тех, на ком были женаты ваши отцы, кроме того, что уже произошло. [То есть если подобные браки были заключены до данного запрета, то они по обоюдному согласию могут быть сохранены, но с момента коранического запрета и до Конца Света подобные браки недопустимы]. Это (женитьба на жене покойного отца или после развода его с ней) является развратом, скверным путем и вызывает гнев Творца. Запрещается вам брать в жены матерей ваших [бабушек, прабабушек], дочерей ваших [внучек, правнучек], сестер ваших [родных или сводных], теток по отцу и по матери, дочерей братьев и дочерей сестер ваших [то есть племянниц], тех, кто кормил вас своим молоком, а также сестер молочных и матерей ваших жен. [Запрещается брать в жены] приемных дочерей, оставленных на ваше попечение, от жен, с которыми вступили вы уже в супружескую связь, а если не вступили [и развелись] — нет греха на вас [взять их в жены]. [Запрещается брать в жены] супруг родных сыновей [то есть невесток, внуков] и вместе — двух родных сестер [а также девушку с ее тетей или племянницей]... [И запрещается вам брать в жены] замужних женщин... Все остальное [браки между мужчиной и женщиной, не подпадающие под вышеупомянутые запретные категории, заключать] разрешено для вас» /16/(Св. Коран, 4:22-24) /17/.


Если мужчина и женщина заключили брак, не дожидаясь истечения срока временного запрета или игнорируя запрет постоянный, то брак их незаконен и греховен пред Господом. В этом случае он должен быть расторгнут, а махр /18/остается у невесты или, если он еще не был передан, отдается ей. Выплачивается махр, который был назван при бракосочетании, а если он не был специально оговорен, то такой махр, какой обычно выплачивается невестам.


За супругой также закрепляется послеразводный срок, в течение которого она не имеет права выходить замуж (3 мес.). Рожденный ребенок берет фамилию отца. При подобном незаконном браке муж и жена не могут участвовать в делах по разделу наследства, которое они могли бы получить в случае законности их брака /19/.


2. Заключаемый брак не должен быть ограничен временем.


Если при бракосочетании оговаривается его срок, то такой брак канонически полностью недействителен /20/. Интимные отношения между супругами в таком случае квалифицируются как прелюбодеяние. С этим согласны все суннитские и некоторые шиитские факихи.


Среди богословско-правовых школ шиитского толка временный брак (мут‘а) /21/допускается только последователями джа‘фаритского (имамитского) мазхаба /22/. Мнение имамитов по данному вопросу не может быть признано, ибо их концепция временного брака противоречит Священному Корану и Сунне Пророка, в которой содержится абсолютный (вплоть до Судного Дня) запрет на временный брак /23/.


3. Присутствие свидетелей на церемонии бракосочетания.


Мнение исламских богословов едино в том, что для канонической действительности брака, помимо опекуна, необходимы как минимум два свидетеля /24/. Данное условие основывается на словах Пророка, переданных ‘Аишей: «Не будет [заключен] брак иначе, как в присутствии опекуна и двух свидетелей» (св. х. аль-Байхакы, Ибн Хаббана и ад-Дара Кутни) /25/. Ибн ‘Аббас передает следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Распутницами являются те [женщины], которые выдают себя замуж, не объявляя об этом [т. е. без согласия опекуна и без участия свидетелей]» (св. х. ат-Тирмизи; достоверность хадиса подтвердил только ‘Абдуль-А‘ля) /26/.


Требования, предъявляемые к свидетелям:


1. Обладание здравым рассудком. Различные формы душевных и психических заболеваний, временные расстройства (воздействие алкоголя, наркотиков) делают невозможным участие человека в качестве свидетеля на церемонии.


2. Совершеннолетие. Согласно Исламу, оно наступает с достижением половой зрелости.


3. Минимальное количество свидетелей — два человека.


4. Свидетели должны быть мужчинами. Данное утверждение отражает мнение большей части ученых, за исключением ханафитов, которые считают, что свидетелями могут быть мужчина и две женщины.


5. Благочестие и справедливость свидетелей. Они должны соблюдать религиозную практику и быть далеки от явного распутства и неверия. В то же время ученые ханафитского мазхаба считают, что «явная праведность и справедливость не являются обязательными добродетелями свидетеля».


6. Свидетели должны быть мусульманами. Все исламские богословы говорят об обязательности этого условия. По мнению ханафитских теологов, в случае если невеста принадлежит к людям Писания (христианам или иудеям), то свидетелями могут быть и люди Писания.


7. Свидетели должны быть зрячими. Шафиитские ученые уделяют этому большое внимание и считают, что свидетели должны видеть весь процесс бракосочетания. Остальные ученые оговорили лишь способность свидетелей слышать.


8. Свидетели должны понимать язык, на котором ведется церемония бракосочетания /27/.


4. Присутствие опекуна со стороны невесты.


Это условие строго оговаривается учеными всех мазхабов, кроме ханафитского. В качестве аргумента используется известный хадис: «Нет брака, кроме как с опекуном» (хадис от Абу Мусы аль-Аш‘ари; приведен в четырех из шести сводов достоверных хадисов, а также в св. х. Ахмада; часть ученых считает хадис достоверным, а некоторые — недостоверным) /28/.


Супруга Пророка ‘Аиша свидетельствует с его слов: «Если какая-либо женщина выходит замуж без разрешения опекуна, то ее брак недействителен. Если после такого брака были близкие взаимоотношения, то мужчина обязан выплатить (передать) ей махр. Если произошел спор [недопонимание], то правитель является опекуном для тех, у кого его нет» (хадис приведен в трех из шести сводов хадисов, а также в св. х. Ахмада; многие ученые подтвердили достоверность этого хадиса) /29/. Другой хадис гласит: «Не выдает замуж женщина женщину и не выдает замуж сама себя» (хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа и ад-Дара Кутни) /30/.


На основе этих хадисов, а также некоторых других аргументов подавляющее большинство исламских богословов утверждают: «Без разрешения и присутствия опекуна брак недействителен».


А богословы ханафитского мазхаба высказывают мнение о том, что разумная, свободная, совершеннолетняя девушка или женщина может выходить замуж без согласия и присутствия опекуна.


Имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф считают присутствие опекуна при бракосочетании желательным. Имам Мухаммад аш-Шайбани же говорил, что брак без опекуна возможен, однако согласие его необходимо для действительности брака в дальнейшем.


В качестве аргументов, подтверждающих правоту своего суждения, теологи ханафитского мазхаба приводят следующие коранические аяты, в которых действующим лицом во время бракосочетания является женщина, а не опекун:


— «Если разведется он с нею, то запретна она ему до тех пор, пока не выйдет она замуж за другого...» (Св. Коран, 2:230);
— «И если развелись вы с женами, и они завершили свой [послеразводный] срок, то не запрещайте им выходить замуж за других» (Св. Коран, 2:232);
— «И если завершат они [послеразводный] срок свой, то нет греха на вас за то, что сделают они в отношении себя праведно» (Св. Коран, 2:234).
Со слов Ибн ‘Аббаса известен следующий хадис: «Вдова, выходя замуж, имеет больше прав, чем ее опекун, и у девственницы [при выдаче ее замуж] получают согласие на брак. Согласие девственницы может быть выражено ее молчанием» (св. х. Муслима)/31/.


В другом хадисе от Абу Хурайры, приведенном в сводах хадисов аль-Бухари и Муслима, сказано: «Не выдается замуж вдова, пока не даст она согласия на брак. Не выдается замуж девственница, пока не будет получено на то ее согласие. Согласие ее — молчание» /32/. Молчание, о котором говорится в хадисе, не является единственной формой согласия со стороны девственницы. Она может выразить его как молчанием, так и словом. Молчание — лишь признак кротости и скромности, присущий благочестивым женщинам.


Суждение, явившееся «срединным» мнением по вопросу об опекуне, высказал один из ученых шафиитского мазхаба Абу Савр: «При бракосочетании необходимо согласие как самой девушки или женщины, так и ее опекуна. Если согласие обоих есть, то процесс бракосочетания может вести любой из них. В случае отсутствия согласия одной из этих сторон брак недействителен, ибо женщина в Исламе имеет полные права» /33/.


5. Обоюдное согласие и право свободного выбора жениха и невесты.


Добровольное и единодушное согласие сторон заключить брачный союз является одним из важных принципов исламского религиозного законодательства о браке и устоев мусульманского института брака, а также непреложной пророческой заповедью.


Бракосочетание, при котором имеет место принуждение жениха или невесты, является канонически недействительным.
Жена Пророка ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Однажды к нам пришла девушка и пожаловалась на то, что отец выдает ее замуж за двоюродного брата, однако она не согласна с этим. Я сказала, чтобы она прошла в дом и подождала Пророка. Придя домой, он (да благословит его Аллах и приветствует) внимательно выслушал девушку, затем приказал позвать ее отца, которому сказал, что право выбора супруга передается девушке. Услышав это, девушка воскликнула: «Я согласна с желанием отца и не пойду против его воли! Целью моей было показать всем девушкам, что отцы не имеют полного права распоряжаться их судьбами!» (св. х. ан-Насаи) /34/.


6. Публичное оглашение брачного союза.


На церемонии бракосочетания жених и невеста должны быть выделены из числа присутствующих или указанием на них, или же упоминанием их имен. После бракосочетания необходимо оповестить об этом родственников, друзей, знакомых, соседей и т. д. В хадисе сказано: «Разделительной чертой между разрешенностью и запрещенностью в браке является объявление [о нем]» (хадис от ‘Аишы; св. х. ан-Насаи) /35/.


7. Отсутствие ихрама /36/(во время хаджа или ‘умры) у обоих вступающих в брак, а также у опекуна невесты.


В хадисе от ‘Усмана, приведенном в своде хадисов имама Муслима, сказано: «Находящийся в ихраме не может жениться или женить кого-либо». Однако, по мнению богословов-ханафитов, «данное условие не является условием канонической действительности брака. Надевший ихрам может как жениться, так и женить. Доказательство тому — хадис, переданный Ибн ‘Аббасом: «Пророк Мухаммад женился на Маймуне, находясь в состоянии ихрама» (св. х. аль-Бухари и Муслима).


Представляется, что первое мнение более близко к истине, так как в своде хадисов имама Муслима приводятся три хадиса от Маймуны, в которых говорится, что Пророк ко времени женитьбы на ней был уже вне ихрама. Что касается хадиса от Ибн ‘Аббаса, то под словом «мухрим», употребленным в тексте хадиса, может подразумеваться, что Пророк находился тогда на территории аль-Харама /37/, или то, что это происходило в один из запретных месяцев /38/.


8. Необходимость выплаты махра (свадебного подарка).


Махр — ценный свадебный подарок, безвозмездный дар жениха невесте, выплачиваемый при заключении брака или через какое-то определенное (заранее оговоренное сторонами) время. Этот дар является исключительно собственностью жены и сохраняется за ней в случае развода по инициативе мужа или его смерти /39/. Свадебный подарок может представлять собой любую ценность, движимое или недвижимое имущество (деньги, золото, драгоценности, жилье, автомобиль и т. д.).


Размер махра: (1) минимальный — 10 дирхамов /40/или 30 г серебра, (2) максимальный, по мнению всех богословов, не ограничен, но (3) желательно, чтобы он составлял нечто в пределах 500 дирхамов или 1500 г серебра.


Во многих исламских государствах ранее, как и сейчас, махр представляет собой значительную денежную сумму или ювелирные украшения, либо дар недвижимого имущества, однако всё это исходя из возможностей жениха и обоюдной договоренности брачующихся. Обоснован такой подход текстом Корана /41/и является своего рода формой социальной защиты для женщины. В реалиях России и стран СНГ полноценный в соответствии с Сунной Пророка (эквивалент 1500 г серебра) /42/и щедрый (все то, что более того) махр будет хорошим доказательством серьезности намерений и должного подхода к происходящему со стороны жениха, а непритязательность и бережливость невесты — признаком ее благородства и надежности /43/.


Случаи, когда отец или родственники жены оставляют махр себе, противоречит исламским канонам. Подобная практика, например у арабов, была до Ислама, когда женщина не имела должных прав и свобод.


Ученые-богословы считают, что махр важен, но он не является неотъемлемым условием брака, условием, без оговорки которого бракосочетание недействительно. Брак, при котором стороны не оговорили махр, возможен и допустим. Однако по завершении процесса бракосочетания обязательность передачи махра автоматически закрепляется за супругом. Его размер и форма в таком случае определяются в соответствии с местными традициями /44/.


9. Отсутствие тайного сговора между женихом и свидетелями о сокрытии и неразглашении брака.


Богословы-маликиты утверждают, что в случае тайного сговора между женихом и свидетелями о сокрытии заключаемого брака от родственников первой жены или в силу иных причин, брак недействителен.


Ученые других мазхабов не согласны с таким мнением и считают, что такое условие не нарушает каноническую действительность брака. Присутствие двух свидетелей и опекуна достаточно для заключения законного брака /45/.


10. Отсутствие у брачующихся смертельного заболевания /46/.


Данное условие обязательно только согласно маликитскому мазхабу.
Желательным при бракосочетании является:
1. Брачная проповедь.


Брачная проповедь читается имамом мечети (или кадием), который ведет церемонию бракосочетания. Хотя проповедь может быть прочитана и самим женихом, исходя из российских условий, целесообразно, чтобы проповедь, как и саму церемонию бракосочетания, провел человек, имеющий религиозное образование (имам, кадий, муфтий).


Начинается проповедь с восхваления Господа, произнесения шахады (свидетельство веры в Единого Бога и пророческую миссию посланника Его Мухаммада), «Салавата» (прошения благословения для пророка Мухаммада) и чтения аята, призывающего к богобоязненности. Отсутствие брачной проповеди не влияет на правильность канонического оформления брака, однако несколько нарушает его полноту и завершенность /47/.


Примерная последовательность брачной проповеди:
Чтение ду‘а: «Аль-хамду лил-ляяхи нахмадуху ва наста‘инух, ва на‘уузу бил-ляяхи мин шуруури анфусина ва сайиаати а‘маалина. Ман яхдихил-ляху фаляя мудылля ляхь, ва ман юдлиль фаляя хаадия ляхь. Ва ашхэду алля иляхэ илля ллаху ва анна мухаммадэн ‘абдуху ва расуулюх».


Всевышний Творец всего сущего, сотворивший все на этой Земле парами, в последнем Писании обращается к нам: «О люди, бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одной души и из нее ей пару. И от них рассеял [по Земле] большое количество мужчин и женщин...» (Св. Коран, 4:1).


Далее следует самостоятельный комментарий о важности богобоязненности, особенно во взаимоотношениях между мужем и женой.


Также в Священном Коране сказано: «Сочетайтесь браком с людьми благочестивыми, благонравными. Если кто-то из вас будет беден, то Всевышний обогатит по милости Своей» (Св. Коран, 24:32).


Последний посланник Господа Мухаммад говорил:
— «Кому Всевышний даст возможность найти благочестивую спутницу жизни, тому Он поможет обрести половину веры. И пусть такой человек не забывает проявлять богобоязненность во второй половине [веры]» (достоверный хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима) /48/;


— «Каждый из вас ответственен за свое управление: имам управляет теми, кто за ним и будет спрошен о них; муж — глава семьи, и [он] ответственен за нее; жена ответственна за домашний очаг, за что и будет спрошена... Каждый из вас — управляющий, и будет спрошен за управляемое им» (достоверный хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада и др.) /49/.


Завершая проповедь, необходимо обобщить сказанное, сделав акцент на необходимость чувства богобоязненности, верности, взаимопонимания и соблюдения религиозной практики в семье.


2. Ду‘а (молитва) о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.


Абу Хурайра передает: «Когда Пророк поздравлял новобрачных, он говорил: «Бааракял-лааху лякь, ва бааракял-лааху ‘аляйкь, ва джама‘а бэйнэкумаа фии хайр» («Пусть Всевышний ниспошлет вам во всем баракят (Божью благодать) и объединит вас в благом») (достоверный хадис из св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).


Также можно прочитать следующее ду‘а:
«Аллаахумма, идж‘аль хаазэн-никяяхэ маймуунан мубааракя. Ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ ээдэмэ ва хавва, ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ мухаммадин ва хадиджатэль-кубра. Аллаахумма, а‘тыхим авляядан саалихийн, ва ризкан вааси‘ан ва ‘умран тавыйля. Аллаахумма, баарикь фийхим ва баарикь ‘аляйхим ва баарикь фи кулли тасарруфаатихим ва а‘маалихим ва амваалихим, энтэ ‘аляя кулли шайин кадийр».


Перевод:
«О Аллах! Сделай этот брак счастливым и благословенным. Объедини сердца их, как объединил сердца Адама и Евы, пророка Мухаммада и супруги его Хадиджи. О Аллах! Дай им благочестивых, благонравных детей, изобилие благ и продолжительную жизнь. О Аллах! Дай им во всем благодать. Дай благословение Свое в их делах, богатствах. Ведь Ты в состоянии сделать все, что пожелаешь!»


3. Проведение бракосочетания в пятницу до захода солнца.


Церемонию бракосочетания лучше проводить в промежутке между третьей молитвой («‘Аср») и четвертой («Магриб»). В хадисе сказано: «Проводите бракосочетание вечером! Поистине, это лучше для баракята» (хадис от Абу Хурайры; св. х. Абу Хафса). Что касается пятницы, то этот день недели является праздничным и благословенным, более того, в нем есть час, когда принимаются все молитвы (ду‘а) /50/.


4. Упоминание свадебного подарка.


Весьма желательным является оговаривание во время акта бракосочетания свадебного подарка, причем не только факта его наличия, но и его конкретного содержания. Жениху желательно передать невесте свадебный подарок (махр) сразу, не откладывая на более поздний срок. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается регистрирующим лицом (имамом, кадием, муфтием).


5. Приглашение гостей на свадьбу.


Когда посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) узнал о том, что ‘Абдуррахман ибн ‘Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение, [зарезав] хотя бы одного барана» (хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари и Муслима) /51/. Большая часть богословов считает, что свадебное угощение — обязательная сунна (сунна муаккяда), то есть весьма желательно, а некоторые ученые, например, имамы аш-Шафи‘и и Малик, настаивают на его обязательности (ваджиб) /52/.


Приглашенные на свадьбу не должны забывать хадисы:
— «Если кто-то из вас был приглашен на свадебное торжество и не ответил своим появлением на свадьбе, тот непокорен Господу и посланнику Его» (хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима);


— «Кто приглашен на свадебное торжество, тот обязан прийти» (хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима);


— «Кто приглашен на свадебное торжество, тот обязан прийти, независимо от того, будет он есть или нет» (хадис от Джабира; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа)/53/.


Однако все ученые подчеркивают, что если на свадьбе имеет место явно запретное (пьянство), а приглашенный не может изменить такого порядка, то присутствие его на такой свадьбе недопустимо. Данное мнение основывается на приводимых в своде хадисов Абу Дауда словах Ибн ‘Умара о том, что «пророк Мухаммад запрещал сидеть за столом, на котором есть спиртное» /54/.


6. Чтение молитвы.


Пророк сказал: «Кто из вас женится, тот пусть скажет: «Аллаахумма иннии ас’элюкя хайрахаа ва хайра маа джабальтахаа ‘аляйхи ва а‘уузу бикя мин шаррихаа ва шарри маа джабальтахаа ‘аляйхь».
اَ للهم إني أَسالك خيرها و خير ما جبلتها عليه و أعوذ بك من شرها و شر ما جبلتها عليه.
«О Аллах, я прошу у Тебя блага ее [невесты] и того блага, для чего Ты создал ее. Я прошу у Тебя защиты от зла ее и зла, [возможно] заложенного при сотворении ее».
Права и обязанности супругов после бракосочетания /55/1. Следование исламским принципам семейной жизни, закрепленным в Священном Коране и Сунне, укрепление любви и взаимопонимания в семье, правильное понимание и соблюдение супругами своих прав и обязанностей. Пророк подчеркивал: «Наилучшим из вас является тот, кто наилучшим образом относится к своей жене» /56/.


2. Материальное обеспечение жены со стороны мужа. Это касается питания, одежды и жилья. Если жена постоянно беспричинно проявляет непокорность /57/, то материальное обеспечение со стороны мужа может быть прекращено.


3. Запрет для жены на брак с родственниками мужа, а для мужа — с родственницами жены.


4. Обязательная выплата махра, оговоренного при бракосочетании.


5. Следование закрепленному в Священном Коране праву наследования /58/.


6. Ведение родословной детей по отцовской линии.


7. Ограничение передвижений супруги — жена не имеет права покидать дом кроме как с разрешения супруга (выход в магазин и т. п. — само собой разумеющееся).


8. В интимной жизни супругов запреты касаются лишь супружеского соития в период менструального цикла, в послеродовой период /59/, в состоянии ихрама (состоянии ритуальной чистоты во время паломничества), а также анального полового акта /60/. Остальное (время, формы, периодичность) по усмотрению и обоюдному согласию супругов /61/.


Таковы самые общие установления исламского законодательства о бракосочетании. Они проистекают из Божественного Откровения — Священного Корана, Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) и основывающегося на них богословско-правового наследия великих исламских ученых, следующих путем Истины.


Прошу у Милостивого и Прощающего принять сей труд, выполненный лишь с надеждой на Его благоволение, и простить возможные ошибки и прегрешения, ибо единственным намерением было принести людям пользу на пути Того, хвалу Которому возносит все сущее на небесах и на Земле./1/ Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6506.
/2/ Там же. С. 6493.
/3/ См.: Имам Малик. Аль-муватто. С. 414, хадис № 1; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 3. С. 166, хадис № 917.
/4/ Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 3. С. 1619.
/5/ Исламское право не называет точного возраста вступления в брак. Брачный возраст подразумевает достижение половой зрелости.
Современный Кодекс канонического права Римско-Католической Церкви определяет брачный возраст для мужчин 16 лет, для женщин — 14 лет (канон 1083, 1). В регионах, где половая зрелость наступает раньше, Церковь разрешает браки и в более раннем возрасте. (См.: Codex Iuris Canonici. Tit. VIII. Cap. III. De impedimentis dirimentibus in specie. — Civitas Vaticana, 1983.)
Православные Церкви исходили из установленного Кодексом императора Юстиниана брачного возраста: для мужчин — 14 лет, для женщин — 12 лет. В настоящее время в церковной практике, как правило, исходят из возрастной границы, установленной для брака в гражданском законодательстве.
/6/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6495; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 202, хадис № 3372, «сахих».
/7/ Ср.: «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Притч., 31:10, 11, 30).
/8/ Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 3. С. 163.
/9/ Вышеприведенным хадисам созвучны наставления апостола Петра христианским женам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1 Пет. 3:3-6).
/10/ См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 3. С. 163.
/11/ Пророк Мухаммад советовал: «Женитесь на [женщинах] преданных [мужу] и часто рожающих [плодовитых]! Поистине, я буду гордиться многочисленностью вашей в Судный День». См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 3. С. 162, хадис № 912.
/12/ Ср.: «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притч., 22:1).
/13/ Возможно, выражение это аллегорично, но суть его ясна. И лишь Господь Всеведущ.
/14/ См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 6. С. 227, хадис № 2824; Ризаутдин ибн Фахруддин. Джавами‘ кялим шархэ. С. 44, хадис № 31.
/15/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6497, 6670.
/16/ Подобного рода кровосмесительные сожительства под страхом смертной казни Господь запретил еще в Своем Откровении Моисею (см.: Левит, 18; 20; Второзаконие, 27:20-23).
К примеру, определения Шестого (Пятошестого) Вселенского Собора христианской Церкви гласят, что тот, «кто женится на дочери своего отца [сводной сестре]; или отец, или сын — на матери и дочери; или отец и сын — на девицах, которые являются сестрами; или мать и дочь — на двух братьях; или два брата — на двух сестрах — все они подпадают под правило семилетнего отлучения, предусматривающее публичный отказ от этой противозаконной связи».
/17/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6625, 6626.
/18/ Подробно о махре (свадебном подарке) будет сказано ниже.
/19/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6551.
/20/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6551-6559.
/21/ Для заключения такого брака у имамитов достаточно упомянуть махр и оговорить срок брака. Присутствие свидетелей и опекуна на церемонии бракосочетания не является обязательным условием. Наследственные обязательства, в случае скоропостижной смерти одного из супругов, отсутствуют, а завершается этот «брак» без процедуры развода. Исходя из вышесказанного, такой «брак» скорее напоминает завуалированное прелюбодеяние, чем благодатный супружеский союз по Исламу. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6552, 6558.
/22/ Аль-мазхаб аль-джа‘фари — религиозно-правовая школа шиитов-имамитов, названная по имени имама Джа‘фара ас-Садыка (699-765).
/23/ О том, что пророк Мухаммад запретил временный брак, известно, например, из следующих неопровержимых свидетельств:
— Пророк говорил: «Я разрешил было вам временный брак [в случае крайней нужды, во время долгих и продолжительных походов]. Воистину, Господь запретил это [вплоть] до Судного Дня» (св. х. Муслима и Ахмада);
— Со слов Сабра ибн Ма‘бада известно, что «Пророк оговорил запретность временного брака во время прощальной проповеди» (св. х. Ахмада и Абу Дауда);
— Имам ‘Али передал: «Посланник Господа запретил временный брак в день Хайбара» (св. х. аль-Бухари и Муслима). (См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 6. С. 141, 142; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6555). Заявления о том, что сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас якобы уже после смерти посланника Господа говорил о «дозволенности временного брака в случае крайней нужды и отдаленности от дома», являются недостоверными, так как сам Ибн ‘Аббас, узнав, что ему приписывают подобные слова, сказал: «Временный брак был дозволен в период становления Ислама. Однако после ниспослания 6-го аята 23-й суры это стало запретным» (св. х. ат-Тирмизи, аль-Байхакы и Абу ‘Авана). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6556, 6557.
/24/ К примеру, в христианских Церквах, согласно предписаниям Тридентского Собора, действительным признается брак, заключенный в присутствии двоих свидетелей. Однако от свидетелей не требуется каких-либо особых качеств: считается достаточным, чтобы они были способны заметить, что именно происходит на их глазах, понять, что совершаемое действие является бракосочетанием между мужчиной и женщиной, даже если им неизвестны имена и фамилии брачующихся. Для действительности брака достаточно даже случайных свидетелей (канон 1108, 1 Кодекса канонического права Римской Католической Церкви).
Согласно иудейским канонам, на церемонии бракосочетания обязательно присутствие двух свидетелей — евреев старше 13 лет, соблюдающих законы Торы и не состоящих в родстве ни между собой, ни с женихом и невестой.
/25/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 586, хадис № 9926, «сахих».
/26/ Там же. С. 192, хадис № 3213, «сахих».
/27/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6562-6565.
/28/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 586, хадис № 9924, «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 3. С. 171, хадис № 920.
/29/ См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 3. С. 172, хадис № 921.
/30/ Там же. С. 175, хадис № 924.
/31/ Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 3. С. 174, хадис № 923.
/32/ Там же. Хадис № 922.
/33/ Цит. по: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6574.
/34/ См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 3. С. 179.
/35/ Там же. С. 171; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6618.
/36/ Ихрам (араб.) — специальное одеяние, надеваемое паломником во время большого и малого паломничества и обозначающее особое состояние ритуальной чистоты.
/37/ Аль-Масджид аль-Харам — Заповедная мечеть в Мекке, на территории которой находится Священная Кааба.
/38/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6569.
/39/ О случае, когда жена является инициатором развода, см.: Аляутдинов Ш. Он и она 3. С. 60-71 или на сайте www.umma.ru.
/40/ Дирхам — серебряная монета, по весу равная примерно 3 граммам. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 208.
/41/ «А если пожелает кто-либо из вас (мужей) развестись с супругой и жениться на другой, тогда как был передан [в качестве свадебного подарка (махра)] жене кантар (примерно 44,928 кг) [золотом], то не имеет никто из вас [мужья] права забрать у [жены] даже малую часть этого! Желаете вы забрать это неправдой, совершая явный грех [притесняя и обижая жен]?!» (см.: Св. Коран, 4:20). Аят явно указывает на то, что размер свадебного подарка жениха невесте может достигать и столь внушительных размеров (29 023 488 руб. или более миллиона долларов).
На ноябрь 2007 года 1 грамм золота оценивался в 646 руб. или примерно 26,58 доллара.
/42/ На ноябрь 2007 года 1 грамм серебра оценивался в 11,64 руб., что составляет в нашем случае 17 460 руб.
/43/ Подробнее по теме см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6758, 6768; 6762, 6763; 6766; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]: В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 5. С. 65-67; 85.
/44/ Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6570, 6571, 6761.
/45/ Там же. С. 6571.
/46/ Препятствием медицинского характера, мешающим заключению брака, Католическая Церковь, например, признает только функциональную импотенцию. В Православных Церквах импотенция признается мотивом расторжения брака, но не препятствием к нему.
/47/ Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6616-6618.
/48/ Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 527, хадис № 8704, «сахих».
/49/ Там же. С. 396, хадис № 6370, «сахих».
/50/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6618.
/51/ См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 6. С. 175, хадис № 2721. С. 185, хадис № 2734.
/52/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6619.
/53/ См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 6. С. 188, хадисы № 2739, 2740, 2741.
/54/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 558, хадис № 9343, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6621.
/55/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6589-6600.
/56/ В другом хадисе сказано: «...к своей семье [именно — к жене и детям]» (хадисы от Абу Хурайры и ‘Аишы; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др.). См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 6. С. 217, хадисы № 2802, 2803.
/57/ Ср.: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф., 5:22-23).
/58/ «Вам [мужьям в качестве наследства] — половина из того, что оставляют жены [покидая бренный мир], если детей у них нет. Если же дети есть [от вас они или от предыдущего мужа, неважно], тогда — четверть из того, что они [ваши жены] оставили. [И все это] после передачи завещания и после выплаты долгов. Им же [вашим женам, если вы умрете] — четверть из того, что оставите, если детей у вас нет. Если же дети есть [родившиеся в браке с этой женой или прежней вашей супругой], то им — восьмая часть [от всего наследства], что оставлено вами. [И все это] после передачи завещания и после выплаты долгов» (Св. Коран, 4:12). Размер завещания умершего не должен превышать третью часть от всего наследства.
/59/ Послеродовой период завершается вместе с завершением кровотечения. Богословы-ханафиты говорили: «Нет предела минимуму. Максимум — сорок дней». Богословы-шафииты: «Минимум — мгновение. Максимум — шестьдесят дней. Обычно — сорок дней». См.: Аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 1. Ч. 1. С. 36; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 244. Также см.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. Ч. 1. С. 304-305, хадис № 390.
/60/ Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предостерегал: «Проклят тот, кто вступает в половую связь с женой своей в период месячных. И проклят тот, кто в близости с ней через анальное отверстие» (хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи, Абу Дауда). См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 501, хадис № 8204, «сахих».
/61/ Подробнее об интимных отношениях супругов см.: Аляутдинов Ш. Реальность. С. 387-399.