Чтение Корана для покойных

Материалы подготовил - Имам Московской мемориальной мечети, богослов - Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др.   http://umma.ru/

На могилах, кладбищах всегда читали Коран за умерших вообще и покойного родственника в частности. В последнее время появились разговоры, что это якобы категорически запрещено в Исламе. Как быть? Какая практика в данном вопросе более достоверна с точки зрения Священного Писания?
Одним из хадисов, которым обосновывают допустимость и полезность этого для покойного, является следующий: «Однажды Пророк Мухаммад проходил мимо одной из оград Медины и услышал /1/возгласы двух людей, испытывающих [страшные] мучения в своих могилах /2/. Посланник Господа сказал: «Они испытывают мучения за малые прегрешения». Но сразу поправился: «Нет, [за большие]. Один из них был неаккуратен, когда мочился /3/, а другой клеветал и сплетничал /4/»./5/

После этого Пророк Мухаммад попросил, чтобы ему принесли голую пальмовую ветвь. Сломав ее пополам, он воткнул в каждую могилу по половинке. Сподвижники спросили: «О Посланник Всевышнего, зачем ты это сделал». Он ответил:

«Возможно это облегчит [их участь] и это [предполагаемое облегчение] продолжится до тех пор, пока они (ветки) не высохнут /6/» (хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и Муслима). /7/


Известный ученый, имам аль-Хаттаби /8/, опираясь на упомянутый хадис, сказал: «Данный хадис указывает на желательность (мустахаб) чтения величественного Корана на могилах. Когда от тасбиха /9/дерева ожидается облегчение для умершего, то ожидание и прошение у Всевышнего облегчения для покойного через чтение Корана /10/(над могилой) более благодатно (баракятно) и вероятно». /11/


Передается, что сын ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Абдулла ибн ‘Умар, завещал, чтобы на его могиле была прочитана вторая сура Священного Корана, «аль-Бакара». /12/


Можно ли читать Священный Коран от имени умершего, как это широко практикуется в мечетях или на религиозных мероприятиях (маджлисах, мавлидах)?
Относительно пользы от чтения Священного Корана или отсутствия ее для покойного исламские богословы имеют разные мнения. Имамы Абу Ханифа, Ахмад ибн Ханбаль, Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, а также некоторое ученые шафиитского и многие богословы первых поколений (саляф) /13/считали, что воздаяние-саваб за чтение Корана доходит до покойного.

Обосновывают они это хадисом: «Кто идет меж могил и читает «куль хува ллаху ахад» /14/одиннадцать раз, а затем дарует воздаяние-саваб умершим, тому будет воздано по количеству покоящихся [на кладбище]» (хадис от ‘Али ибн Абу Талиба; св. х. Абу Бакра ан-Наджара). /15/Также: «Если кто-то зайдет на кладбище и прочитает суру «Ясин», то Аллах облегчит участь их [покоящихся на кладбище]» (хадис от Анаса; св. х. Абу Бакра ан-Наджара). /16/Передается, что Абу Бакр Сыддык процитировал слова Пророка Мухаммада: «Кто посетит могилу родителей своих или одного из них и прочитает там «Ясин», тому будут прощены прегрешения». /17/


Относительно мнения шафиитского мазхаба по данному вопросу имам ан-Навави говорил: «Наиболее известным мнением имама аш-Шафии является невозможность дохождения вознаграждения-саваба за чтение Корана до умершего, но некоторые шафиитские богословы говорили, что это возможно. Если человек читает, то по заключении пусть скажет: «О Всевышний!

Доведи воздаяние-саваб того, что было прочитано мною, до такого-то (называется имя)». /18/اَللَّهُمَّ أَوْصِلْ ثَوَابَ مَا قَرَأْتـُهُ إِلىَ فلان .
Известный богослов аш-Шавкяни утвердительно считал, что «наиболее верным является дохождение до покойного воздаяния-саваба за чтение Корана от его имени, и это при условии, что прочитавший просит у Всевышнего доведение саваба до покойного, и, причем делается это с полной уверенностью в возможности, так как это — мольба-ду‘а. /19/

Окончательное решение, безусловно, определяет сам Всевышним»./20/


Один из современных богословов Рамадан аль-Буты говорит по этому поводу следующее: «Мнение некоторых о том, что чтение Корана для умерших запретно (харам) не имеет под собой никаких канонических обоснований./21/Все исламские ученые прошлого и настоящего единодушны о канонической допустимости (машру‘) чтения Священного Корана от имени покойного. Разногласие их состоит лишь в том, «доходит ли вознаграждение-саваб до покойного или нет?» Наиболее вероятно, что оно доходит и полезно покойному.


Важно намерение и фактическое завершение чтения Корана мольбой-ду‘а о том, чтобы Всевышний довел вознаграждение-саваб до такого-то умершего или умерших. Результат же мольбы зависит от степени проявления милости и щедростиТворца». /22/Нужно ли читать для умирающего суру Ясин?
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
مَنْ قَرَأَ يَس ابْتِغَاءَ وَجْهِ اللَّهِ غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ فََاقْرَؤُوهَا عِنْدَ مَوْتاَكُمْ .
«Кто прочитает суру «Ясин», стремясь к милости Аллаха и делая это только ради Него, тому будут прощены предшествовавшие прегрешения. Читайте ее рядом с вашими умершими [умирающими]» (хадис от Ма‘каля ибн Ясара; св. х. аль-Байхакы). /23/اِقْرَأُوا عَلىَ مَوْتاَكُمْ يَس .
«Читайте над (для) умершими [умирающими] «Ясин» (хадис от Ма‘каля ибн Ясара; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа, Ибн Хаббана, аль-Хаким). /24/

Некоторые богословы считали: «Одной из отличительных черт данной суры является, облегчение и успокоение, приобретаемые в результате чтения ее в той или иной сложной ситуации. Можно предположить, что чтение данной суры облегчает выход души из тела умирающего, способствует низведению милости и благодати Всевышнего. И только Господу ведома истина».


Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби говорил, что «эти хадисы указывают на полезность чтения суры «Ясин», как рядом с умирающим, так и на его могиле, что явно понимается из слов » ‘инда мавтаакум» и " ‘аля мавтаакум«. /25/

/1/ Посланники Всевышнего порой имели возможность, по воле Творца, выходить за рамки обычных физических законов, воспринимая то, что метафизично и недоступно обычному человеку.
/2/ В своде хадисов Ибн Маджа есть дополнение, что могилы были еще новыми.
/3/ Комментаторы объясняют, что «брызги мочи постоянно попадали на его тело и одежду», а также «он не ждал, пока выйдут остатки мочи, которые потом попадали на его одежду».
В достоверном хадисе сказано: «Наибольшее наказание в могиле [в период ожидания после смерти и до воскрешения в Судный День] — от мочи [из-за отсутствия осторожности и внимания в попадании ее на одежду]» (хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Хакима). См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 86, хадис № 1382, «сахих».
/4/ Имам ан-Навави дал определение: «Клевета — это цитирование чужих слов с желанием навредить. И относится это к наихудшим поступкам».
/5/ Аль-Кярмани дал важное пояснение по данному хадису: «При однократном или очень редком совершении данных поступков они не могут классифицироваться как большие грехи (кябира, мн. ч. кябаир), так как за них не предусмотрено строгое наказание (хадд) в судебном порядке в этой жизни. Однако при многократном и постоянном повторении эти действия, по пагубности и наказуемости, достигают уровня больших грехов. Ведь сказано: «Перестают быть малые прегрешения малыми при многократном повторении и упорности в совершении их». Наиболее вероятно, что именно это подразумевается в хадисе.
Также возможно, что поправка, данная Пророку на уровне откровения, подразумевает: люди считают эти грехи незначительными, однако пред Всевышним они крайне пагубны. В Священном Коране сказано: «Считаете вы это легким [тем, что не имеет последствий], однако пред Аллахом оно велико [строго наказуемо]» (Св. Коран, 24:15).
/6/ То есть пока ветки живые. У каждого из творений Всевышнего своя форма жизни и смерти. Поэтому, пока эти ветки, которые могут пустить корни и вырасти или какое-то время будут существовать за счет внутренних запасов, остаются живыми, они восхваляют Творца и тем самым благоприятствуют облегчению состояния покойного. Относительно «восхваления» в Священном Коране сказано: «Восхваляют Его [Творца] семь небес, Земля и все, что в них. Нет вещи, которая не восхваляла бы Его. Однако, вы [люди] не понимаете [не постигаете, не слышите] восхваления их» (Св. Коран, 17:44); «Разве ты не видишь, что Всевышнего восхваляют все, кто на небесах и Земле, и птицы, летя стаями. Все знают молитву свою и [форму] восхваления. Аллах о каждой вещи сведущ, и о деяниях их» (Св. Коран, 24:41).
/7/ См.: Аль-‘Айни. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 430-434; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 1, с. 425-430, хадис № 216.
/8/ Умер в 388 году хиджры.
/9/ Тасбих — восхваление и возвеличивание Господа.
/10/ В достоверном хадисе оговаривается, что за каждую прочитанную букву Священного Корана человек получает пред Всевышним десять единиц вознаграждения.
/11/ См.: Аль-‘Айни. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 434. Также считали и многие другие исламские ученые-богословы. Смотрите, например, аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира [Напоминание о состояниях мертвых и делах вечности]. Каир: аль-Мактаба аль-кайима, [б. г.], с. 84, 85, 91, 93.
/12/ См.: Аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 90.
/13/ См.: Аш-Шайбани Ахмад ибн Ханбаль. Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочивания свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]: В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.], т 4, ч. 8, с. 102.
/14/ То есть 112 суру Священного Корана.
/15/ Аль-‘Айни говорит: «Хадис передан Абу Бакром ан-Наджаром в книге «Ас-сунан». См.: Аль-‘Айни. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 434. Этот хадис также цитируется Мухаммадом ибн Ахмадом аль-Куртуби в книге «Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира» на странице 85.
/16/ См.: Аль-‘Айни. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2, с. 434; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 90.
/17/ Упомянутые хадисы приводит также известный ученый Ибн Кудама в своей книге «Аль-мугни». См.: Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]: В 15 т. Каир: Хаджр, 1992, т. 3, с. 519. О достоверности или недостоверности Ибн Кудама ничего не упоминает. Просмотрев разные своды хадисов я не нашел однозначного повествования об их недостоверности, но и в наиболее известных сводах хадисов они не встречаются. Можно сказать, что присутствие данных хадисов в авторитетных богословских книгах говорит о возможности их применения, но достоверность их далеко не однозначна.
/18/ См.: Ан-Навави Я. Аль-азкяр ан-нававия [Сборник ду‘а, собранный имамом ан-Навави]. Бейрут: ар-Рисаля, 1992, с. 278.
/19/ Из высказываний Пророка Мухаммада мы знаем, что обращающийся к Богу должен быть уверен, что мольба его будет услышана, так как для Всевышнего нет ничего невозможного. Безусловно, если обращающийся с мольбой упорствует в грехе и не чувствует за собой вины, и даже не думает каяться, и образ жизни его противоречит элементарным канонам веры, то вероятность принимаемости его мольбы-ду‘а значительно более низка, чем у праведника.
/20/ См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2, ч. 4, с. 100, 101.
/21/ Мнение о том, что читать Коран или делать любое другое благое дело от имени покойного, бесполезно и недопустимо, бытует обычно среди дилетантов. Обосновывают они свое суждение просто: в Коране есть аят, где сказано, что «человек получит воздаяние за совершенное им». «И только», — добавляют они.
Об ошибочности этого суждения, с точки зрения Священного Корана и Сунны, читайте далее.
/22/ См.: Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 177-179.
/23/ Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 538, хадис № 8937, «сахих».
/24/ Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 84, хадис № 1344, «хасан».
/25/ См.: Аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 90.