Если жена стала мусульманкой...

Материалы подготовил - Имам Московской мемориальной мечети, богослов - Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др.   http://umma.ru/

Если жена становится мусульманкой, а муж не собирается принимать Ислам, обязателен ли для них развод? Я слышала, что если один из супругов принимает Ислам, то брак считается автоматически расторгнутым. Так ли это?
Мнение, что брак расторгается, если супруга становится мусульманкой, а ее муж не желает принимать Ислам, очень распространенное, но все же поверхностное, а точнее — ошибочное. По данному вопросу, а тем более относительно обществ, где мусульмане составляют меньшую часть населения, есть несколько подробных богословских исследований.

Например, у Ибн Кайима /1/есть детальное повествование, где он ясно доказывает, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) никогда и никому не говорил о том, что нужно срочно разводиться, и не призывал к этому в случаях принятия Ислама одним из супругов, а таких ситуаций было очень много.

Например, наш современник Юсуф аль-Кардави говорит: «На протяжении многих лет, когда у меня спрашивали о такого рода ситуациях, я давал заключение (фетву), что брак в срочном порядке расторгается. Максимальный срок расторжения, который упоминался мною, как и многими другими учеными, исчислялся тремя месяцами /2/и не более того» /3/. Около двадцати пяти лет назад Кардави оказался на одном из мусульманских форумов в Америке, где также был поднят данный вопрос. При обсуждении этой темы доктор богословия Хасан ат-Тураби заявил, что жена может оставаться в браке со своим мужем после становления мусульманкой, даже если супруг не примет Ислам. Это заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы. Возмущений было очень много. Слова доктора Тураби «утонули» в потоке критики и слов, что «это не соответствует канонам Ислама и противоречит тому, в чем есть единодушное согласие (иджма‘)». Среди выступивших категорически против был и имам Кардави. Потом спустя многие годы он сказал: «Мусульманин должен учиться от колыбели до могилы, как завещал Пророк. Нет ни одного человека, который охватил бы своим интеллектом все грани познания и науки. Всевышний Творец, обращаясь к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), говорил: «И моли словами: Господи, приумножь мои знания (мое понимание, навыки применения знаний)!» (см. Св. Коран, 20:114); а также сказано в Коране: «Вам [люди] дано лишь незначительное количество знаний [если сравнивать их с тем, что вообще существует]» (см. Св. Коран, 17:85). «Когда я, — продолжал имам Кардави, — столкнулся с подробным исследованием имама Ибн Кайима по данному вопросу, то понял, что ошибался» /4/.

Не буду излагать вам это подробное исследование полностью, а также те многостраничные повествования, которые были написаны в пользу того, что в соответствии с Сунной пророка Мухаммада брак не расторгается. Приведу лишь основные практические тезисы по данной теме, которые имеют серьезное богословское обоснование и подтверждены конкретными достоверными фактами /5/.

1. При жизни пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) не было ни одного эпизода, когда после принятия Ислама одним из супругов посланник Всевышнего говорил о необходимости расторжения брака. А случаев, когда только жена или только муж становились мусульманами, было много. Например, случай с Сафваном ибн Умайя и его супругой, дочерью аль-Валида ибн Мугыйра. Сначала стала мусульманкой жена, муж же принял Ислам только через месяц. Как были они мужем и женой, так ими и остались. Нового бракосочетания или иных процедур между ними не было произведено. Аналогичная ситуация произошла с Умму Хаким и ее мужем ‘Икримой, с Абу Суфьяном и его женой Хинд. Так же было и в случае с дочерью пророка Мухаммада — Зейнаб. Муж ее стал мусульманином только через шесть лет /6/после того, как она приняла Ислам. Зейнаб вернулась к своему мужу без какого-либо бракосочетания, то есть, несмотря на продолжительный период, каноническая действительность их брака сохранилась и не требовала восстановления, обновления /7/.

2. Что касается утверждения о сроке в три месяца, за который муж должен обдумать — принять или не принимать ему Ислам (в последнем случае брак будет расторгнут), то по этому поводу нет никаких подтверждений в Сунне пророка Мухаммада.

3. Суть данного вопроса состоит в том, что, когда один из супругов становится мусульманином, их брачное соглашение перестает быть непоколебимым и становится тем, что может быть нарушено по желанию одной из сторон. Когда вторая сторона также становится верующей, их брак опять переходит в состояние непоколебимости и обязательности без каких-либо дополнительных процедур.

4. Если кто-то скажет, что ответ на этот вопрос четко прописан в Коране, например в 10-м аяте 60-й суры, то я предлагаю ему просмотреть познавательную богословскую полемику, где ясно указывается, что данный аят повествует абсолютно о другом /8/.

5. Мусульманке выходить замуж за немусульманина запрещено. В этом нет ни сомнений, ни разногласий. Мусульманину нельзя жениться, кроме как на мусульманке или (с некоторыми условиями) на представительнице людей Писания — христианке или иудейке.

Мы же сейчас рассматриваем ситуацию, когда во время женитьбы оба супруга были неверующими или людьми иного вероисповедания, а через некоторое время один из них стал мусульманином (мусульманкой) /9/.

Думаю, что полезно будет привести выводы одного из исламских исследователей, имама ‘Абдуллы аль-Джади‘, сделанные им в результате детального и глубокого изучения данной темы:

1. Ни в Священном Коране, ни в Сунне нет слов в пользу расторжения брака в такого рода ситуациях.

2. Единого мнения ученых (иджма‘) по данному вопросу также нет.

3. Браки, заключенные до становления супругов мусульманами, сохраняют свою каноническую действительность и после принятия ими Ислама. Не нарушаются сами по себе и не расторгаются, кроме как по желанию супругов.

4. Коранический текст и тексты хадисов подтверждают допустимость продолжения супружеских отношений и после того, как один из супругов принял Ислам.

5. Несмотря на то что случаев становления одного из супругов мусульманином (мусульманкой) во времена пророка Мухаммада было много, он (да благословит его Всевышний и приветствует) ни разу не инициировал бракоразводный процесс и никого не призывал разводиться. Дочь Пророка Зейнаб вернулась к своему мужу уже после ниспослания 10-го аята из суры «аль-Мумтахана» /10/, и возвращение это было без обновления бракосочетания. То есть брак между ней и ее мужем как был законным, так и остался, несмотря на то что на протяжении нескольких лет ее муж не желал становиться мусульманином.

6. Что же касается 10-го аята суры «аль-Мумтахана», то в нем говорится о тех случаях, когда муж является воюющим (мухариб, участвующим в военных действиях против мусульман) и ненавистно относящимся к вере своей жены. Категорически недопустимо трактовать данный аят без учета содержания других аятов и многочисленных хадисов. Данный коранический текст как раз таки указывает на то, что в случае нетерпимого и ненавистного отношения супруга-безбожника к своей жене, принявшей Ислам, она имеет полное право уйти от него, и не будет на ней за это греха.

7. Если один из супругов становится мусульманином, а второй сохраняет терпимость к такому выбору, то они могут оставаться мужем и женой, как это происходило в такого рода случаях при жизни пророка Мухаммада. Правильность подобного подхода основывается на поступках и заключениях ‘Умара ибн аль-Хаттаба и ‘Али ибн Абу Талиба в бытность их правителями правоверных.

8. После принятия Ислама одним из супругов их брак становится допускающим расторжение, если будет на то их собственная воля.

9. Внутрисемейные отношения между мужем, ставшим мусульманином, и его женой, сохраняющей свое неверие, а также между женой, ставшей мусульманкой, и мужем, продолжающим оставаться безбожником (или представителем иной религии), в полной мере сохраняются, без каких либо ограничений /11/.

В заключение довольно продолжительного повествования по данной теме имам Кардави упоминает мольбу, которая всем нам будет тоже полезна: «О Господи! Покажи мне истину в облике истины и предоставь возможность следовать ей. И покажи мне ложь иль ошибку в облике лжи иль ошибки и дай возможность удалиться от них». Амин.

Изложивший вам данный аналитический материал не ставит свои религиозные познания вровень с теми богословами, чьи имена упоминались выше. Но, будучи имамом мечети более десяти лет и получив в свой адрес многие десятки тысяч живых и реальных вопросов, в том числе и по семейной тематике, имея соответствующее образование и опыт практической деятельности, когда неоднократно приходилось видеть человеческое горе, возникшее на почве дезинформации и неграмотности «консультантов», с полной ответственностью подписываюсь под приведенным резюме. Понимая судьбоносность данных вопросов для некоторых семей, подтверждаю сказанное еще и как заместитель муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам.

/1/ Мухаммад ибн Абу Бакр (более известный как Ибн Кайм аль-Джавзия) (1292–1350 по григор., 691–751 по хиджре) — богослов ханбалитского мазхаба, факых-муджтахид, муфассир, мухаддис, тонкий знаток многих научных направлений исламского богословия. Подробнее см.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]: В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 3. С. 164, 165.
/2/ Те три месяца, которые присутствуют в обычном разводном процессе. Они начинают исчисляться после дачи первого развода; в течение них муж с женой могут передумать и остановить бракоразводный процесс. Подробнее см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. С. 288–290.
/3/ См.: Аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-акаллият аль-муслима. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 105.
/4/ См.: Аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-акаллият аль-муслима. С. 106.
/5/ За основу взят материал Юсуфа Кардави. См.: Аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-акаллият аль-муслима. С. 105–123.
/6/ В одном из риваятов упоминается два года.
/7/ Те повествования, где сказано, что брак между ними был обновлен, являются недостоверными, что подчеркивал имам Ибн Таймия.
/8/ См., например: Аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-акаллият аль-муслима. С. 112–116, 124; Ибн Кайим. Ахкям ахль аз-зимма. Дамаск: Джами‘а,. Т. 2. С. 338–344.
/9/ Что подразумевает под собой наличие основ веры, даже при отсутствии отдельных пунктов религиозной практики.
/10/ Этот аят является одним из основных аргументов тех, кто говорит об автоматическом расторжении брака.
/11/ См.: Аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-акаллият аль-муслима. С. 124, 125.