Игры. Азартные игры
Материалы подготовил - Имам Московской мемориальной мечети, богослов - Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др. http://umma.ru/
«У тебя [о Мухаммад] спрашивают о хамре [обо всем том, что опьяняет рассудок] и майсире [азартных играх]. Скажи: «В них большой грех и выгоды (доходность) /1/для людей, [однако] греха больше, чем выгоды».
Спрашивают у тебя о том, что расходовать [на благие дела и поступки], ответь: «Лишнее [то есть остающееся после личных, а также семейных нужд и потребностей]». Подобным образом Аллах (Всевышний, Господь Бог) раскрывает вам знамения [дает вам знания, посредством которых жизнь становится проще, легче и понятнее], возможно, вы будете размышляющими (думающими) [будьте же теми, кто осмысленно подходит к жизни, умеет анализировать, понимает ущербность того или иного, применяя при этом знания, данные Богом через пророков]» (Св. Коран, 2:219).
Азартные игры — «мерзость из дел Сатаны. Сторонитесь же этого!» (см. Св. Коран, 5:90, 91).
Некоторые мусульманские ученые говорят, что основным критерием определения азартности—неазартности игры является возможность случайного выигрыша. Например, в зависимости от того, какая выпадет цифра на рулетке или карта в игре. Также можно говорить и о психологической зависимости, об азарте, который может так поглотить человека, что тот забудет о своих общественных, семейных обязанностях или ответственности пред Всевышним.
Но не следует путать это со жребием, когда необходимо выбрать один вариант из нескольких. Жеребьевка допустима. Каноническая позволительность этого обоснована действиями самого пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).
***
Можно ли играть в те игры, которые проводятся для рекламы? Будет ли выигрыш честным по отношению к другим? («Соберите пять этикеток и отправьте по адресу...»).
Утверждать явную запретность такого рода игр будет не очень правильно. Но можно усмотреть те или иные элементы. Лучше сторониться приманок такого типа, ведь одним из качеств людей богобоязненных является удаленность от сомнительного, а также от того, что их не касается. У каждого свой уровень богобоязненности, целеустремленности и своя степень чувствительности к присутствию грешного в том или ином. Главное, чтобы это не перешло в раздражительность по любому поводу и мнительность, излишние сомнения — от Сатаны.
Является ли игра в карты не на деньги грехом?
Является пустым и бесполезным времяпровождением. Не считаю это благоразумным в век высоких технологий и скоростей.
Лотерейный бизнес — это харам или нет? Мансур.
Да, это — харам.
Является ли сдача в аренду нежилого помещения под игровые автоматы запрещенным деянием или просто нежелательным? Руслан.
Запретно.
Игра в бильярд — харам или нет? С одной стороны, это спортивная игра, с другой стороны — азартная. И если это не харам, можно ли играть в месяц поста после заката солнца? Нияз.
Явной запретности нет. Можно говорить о расточительной трате времени, когда люди увлеченно проводят за этим занятием многие часы, откладывая более важные и нужные дела на потом.
У меня есть хобби — делать ставки на события в футбольных матчах. Недавно друг сказал мне, что это харам (запретно). Я же относился к этому как к дополнительной работе (изучал статистические данные, высчитывал вероятность...). Как вы считаете? Руфат.
Ваш друг прав.
Открыть игровой зал — насколько это харам? Мурад.
Развивающие игры, спортивные игры — нет проблем, можно. А вот азартные игры на деньги в поиске «удачи» — сатанинские развлечения, заниматься которыми запретно (харам).
Игровые автоматы — часть сатанинской индустрии азартных игр. Не зря они называются «однорукими бандитами», то есть теми, кто обирает (конечно, по вине самих игроков) и взрослых, и детей, играющих в эти игры.
Я знаю, что азартные игры — это грех. Каждый раз в душе говорю, что не буду играть но, к сожалению, пока не получается. Просьба подсказать, какие мне молитвы читать, чтоб избавиться от пристрастия? И как мне просить у Всевышнего, чтоб он избавил меня от азартных игр? И.
Суть не в том, какая молитва и как просить. Можно ничего не говоря, не прося, а лишь безмолвно воздев руки и пропустив всего себя целиком через каждый уголок души и разума, устремившись всей сутью ко Всевышнему, кардинально измениться... Но! Наверное, для вас на данном этапе будет обязательным обратиться к квалифицированному врачу, пока вы не зашли слишком далеко.
Просмотрите также последнюю главу книги «Путь к вере и совершенству», где собрано много различных молитв. Выберите ту, что вам по душе, и постоянно проговаривайте ее, в первую очередь сердцем.
Шахматы и нарды
Игра в шахматы является ли харамом или нет?
Можно ли мусульманину (мусульманке) играть в шахматы?
Во-первых, необходимо сразу оговориться, что ни в Коране, ни в Сунне про шахматы ничего не сказано, в отличие, например, от игры в нарды /2/.
Но в то же время об игре в шахматы упоминается даже в очень древних богословских трудах, так как мусульмане знали об этой игре еще во времена сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Например, рассказывается, что такие сподвижники Пророка, как Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Абу Муса аль-Аш‘ари, Абу Са‘ид и ‘Аиша относились отрицательно к этой игре. Говорили, что играть в нее нежелательно (макрух). Ибн ‘Умар считал, что шахматы даже хуже, чем нарды. А от имама ‘Али ибн Абу Талиба передаются бескомпромиссные, безапелляционно порицающие высказывания относительно этой игры и играющих в нее. К примеру: «Однажды имам ‘Али проходил мимо группы людей, игравших в шахматы. Увидев их, он воскликнул: «Что это за статуэтки, над которыми вы так усердно работаете (которым вы полностью отдались)?!»
В то же время такие не менее известные ученые, как Абу Хурайра, Ибн Сирин /3/, Хишам ибн ‘Урва ибн аз-Зубайр /4/, Са‘ид ибн аль-Мусайи б /5/и Са‘ид ибн Джубейр /6/разрешали играть в шахматы. Среди этих имен также упоминается имя Ибн ‘Аббаса.
Что касается хадисов о запретности игры в шахматы, то Ибн Кясир и другие богословы-мухаддисы говорили об их однозначной недостоверности и ложности /7/.
Теперь обратимся к мнениям уважаемых богословов «золотых» веков иджтихада. Практически все ученые того времени говорили о запретности (макрух или харам) игры в шахматы /8/. Они проводили аналогию с нардами и поясняли, что это — иностранная игра, отвлекающая нас от важных и нужных дел /9/.
Те же, кто говорил о допустимости этой игры, отмечали, что она отличается от нард. Если нарды — пустая игра, где все зависит от случая и удачи, то шахматы — игра, требующая от человека последовательности, расчета, развивающая мышление и логику.
В то же время все без исключения исламские богословы говорили, что любая игра, отвлекающая человека от своевременного выполнения одной из обязанностей (фард) пред Всевышним, пред семьей, родителями и т. д., становится однозначно запретной (харам), даже если о ее запретности нет прямого канонического повествования (хадиса) /10/.
Рамадан аль-Буты, из числа наших современников, например, говорит /11/о том, что, «если играть в шахматы в меру (по времени, которое тратится на это; по вниманию, что уделяется этому), то я не вижу чего-либо страшного. Считаю, что это допускается. Прямого текста о запретности шахмат в хадисах нет, в отличие от игры в нарды» /12/.
Имам аль-Кардави также говорит о разрешенности игры в шахматы, но оговаривает необходимые при этом три условия:
•Чтобы игра в шахматы не отвлекала человека от тех или иных обязательных дел, в том числе и от своевременного выполнения молитвы-намаза.
•Чтобы игра не велась на деньги или иное вознаграждение, получаемое выигравшим.
•Чтобы игрок оберегал свою речь от ругательств, грубостей и оскорблений /13/.
Моей обязанностью пред Всевышним было последовательно изложить вам мнения ученых исламского богословия по данному вопросу. Что же касается того, как вам поступить в практическом плане, в немалой степени решать вам самим. Но видя, сколь мусульмане отстали во многих областях современной жизни и то, сколь немало у нас проблем, особенно у тех, которые прошли через тяжелейшие, хотя бы с психологической точки зрения ситуации, думаю, что предпочтение нужно отдать тому, о чем говорило большинство /14/.
И только Всевышнему ведома истина.
Компьютерные игры /15/Разрешены ли компьютерные онлайн игры? Это относится к азартным играм?
К азартным играм компьютерные не относятся, так как в большинстве из них отсутствует элемент случайного выигрыша. Однако игра на компьютере может расцениваться как бесполезное времяпровождение, особенно учитывая то, что такая игра может затянуть человека на несколько часов, а порой и дней.
Учитывая сегодняшний ритм жизни и то, как мы, россияне, отстаем по многим направлениям и во многих областях, отраслях, не вижу и малого количества оправданий относительно траты времени и сил на компьютерные игры. Сон, полезная книга или фильм, молитва, спорт — хорошо восстанавливают силы, перезагружают мозг и помогают брать новые высоты, к которым следует стремиться, даже если временами не хочется.
/1/ В аяте данное слово при первом упоминании стоит во множественном числе.
/2/ Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто играет в нарды, тот проявляет непокорность Богу и Его посланнику» (хадис от Абу Мусы; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и Абу Дауда). См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 542, хадис № 9007, «сахих».
/3/ Ибн Сирин (таби‘ий) — один из богословов первого поколения после сподвижников пророка Мухаммада. Брал уроки у ученых из числа сподвижников Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). См.: Аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’ [Жизнеописания выдающихся ученых]. В 25 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 4. С. 606.
/4/ Хишам ибн ‘Урва ибн аз-Зубайр — родился в 61 г. по хиджре. Брал уроки у известных ученых-богословов первого поколения. Умер в Багдаде в 146 г. по хиджре. См.: Аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’. Т. 6. С. 34.
/5/ Са‘ид ибн аль-Мусайиб (таби‘ий) — один из ученых первого поколения после сподвижников пророка Мухаммада. Родился примерно на второй год правления праведного халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Брал уроки у ученых из числа сподвижников Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). Умер в 93 г. по хиджре. См.: Аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’. Т. 4. С. 217.
/6/ Са‘ид ибн Джубейр (таби‘ий) — один из ученых первого поколения после пророка Мухаммада. Брал уроки у сподвижников Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). См.: Аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’. Т. 4. С. 321.
/7/ См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 10 т. Каир: аль-Куллият аль-азхарийя, 1978. Т. 10. С. 27, 28; аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 10 т. Т. 6. С. 509.
/8/ Большая часть ученых говорила о запретности (харам), а некоторые, например богословы-шафииты, сказали только о нежелательности (макрух танзихан). В некоторых трудах говорится о том, что имам аш-Шафи‘и разрешал играть в шахматы, обосновывая это отсутствием запрещающего хадиса и отличием игры в шахматы от игры в нарды. Но в то же время оговаривалось, что данная игра не несет явной пользы для жизни человека и его религиозности. Поэтому, даже если и допускается, все равно остается нежелательным.
/9/ Учитывайте, что мусульмане того времени, особенно первых веков после смерти Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), очень сильно отличались от современных представителей Ислама. Они хорошо знали, что за столь короткую (в пятьдесят-шестьдесят лет) жизнь им нужно сделать много благого и полезного. Передать потомкам богатое духовное и интеллектуальное наследие прошлого, подняв его на очередной высокий уровень завтрашнего дня. Они очень дорожили временем, в отличие от нас, и в этом, на мой взгляд, одна из основных причин, по которой они не считали нужным отвлекаться на пустое и бесполезное.
Это именно то, что я увидел и понял, собирая материалы по данной теме.
/10/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2663; аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 508, 509; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Стамбул: Кахраман, 1984. Т. 6. С. 394; Зафар Ахмад аль-‘Усмани. И‘ляу ас-сунан [Возвеличивание (возвышение) Сунны]. В 22 т. Карачи: аль-Кур’ан ва аль-‘улюм аль-исламия, 1415 по хиджре. Т. 17. С. 458, 459; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 1 т., 5 ч. Стамбул: Чагрэ, 1980. Ч. 4. С. 163, 164.
/11/ См.: Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 199, 200.
/12/ Осмелюсь заметить, что во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) такая игра, как нарды, имела место быть, и Пророк оговорил однозначный запрет относительно нее. А вот шахматы появились уже после смерти пророка Мухаммада, поэтому они никак не охарактеризованы в Сунне. Именно из-за этого ученые некоторым образом расходились во мнении: одни проводили сравнительную аналогию (кыяс) с нардами, а другие говорили, что шахматы в корне отличаются от игры в нарды и не могут сравниваться с ними.
/13/ См.: Аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Каир: аль-Маданий, 1997. С. 260, 261.
/14/ Рекомендую книгу Д. Колвина «Выдающиеся результаты. Талант ни при чем!» М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009.
/15/ См. также материал с одноименным названием в книге Ш. Аляутдинова «Дети и Ислам».