Напоминание умирающему

Материалы подготовил - Имам Московской мемориальной мечети, богослов - Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др.   http://umma.ru/

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил:مَنْ كَانَ آخِرُ قَوْلِهِ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ . دَخَلَ الجْـَنَّةَ
«Зайдет в Рай тот, чьими последними словами будут слова «нет бога, кроме Единственного Господа», » (хадис от Му‘аза; св. х. Ахмада и Абу Дауда).
مَنْ مَاتَ وَ هُوَ يَعْلَمُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ دَخَلَ الجْـَنَّةَ .
«Кто умрет с осознанием того, что нет бога, кроме Единого и Единственного Аллаха, тот войдет в Рай» (хадис от ‘Усмана; св. х. Муслима).
مَا مِنْ عَبْدٍ قَالَ: لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ ثُمَّ مَاتَ عَلىَ ذَلِكَ إِلاَّ دَخَلَ الْجَنَّةَ .
«Кто бы из рабов Божиих ни сказал «нет бога, кроме Единственного Господа» и затем умер с осознанием этого, он непременно войдет в Рай» (хадис от Абу Зарра; св. х. Муслима).


Приведенные достоверные хадисы являются аргументом в пользу того, что произнесение слов «ля иляхэ иллял-лах» (нет бога, кроме Единого и Единственного Господа) является причиной попадания в Рай, особенно, если за этим не следует то или иное прегрешение или грех, которые могут фактически аннулировать действенность этих слов.


Произнесение данных слов при жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) подразумевало также фактическое согласие и подтверждение истинности его пророческой миссии, так как главным постулатом, к которому он призывал, была вера в Единственность Творца и отказ от язычества. Что же касается периода после смерти посланника Аллаха, то произнесение слов «мухаммадун расулюл-лах» (Мухаммад — Посланник Божий) является также обязательным, что оговаривается уже в других хадисах. Произнесение формулы Единобожия в сочетании с подтверждением пророческой миссии Мухаммада является первым и наиглавнейшим столпом религиозной практики (ислама) мусульманина. Внутреннее, сердечное согласие с Единственностью Творца и пророческими миссиями посланников Божьих, последним из которых был Мухаммад, представляет собою два столпа веры (имана) мусульманина.


Оказавшийся рядом с умирающим, необходимо, параллельно с медицинской, если на то есть необходимость, оказать и духовную помощь. Пророк говорил:
لَقِّنُوا مَوْتـاَكُمْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ .
«Наставляйте, подсказывайте умирающим вашим [слова] «ля иляхэ иллял-лах» (хадис от Абу Са‘ида; приведен во всех шести сводах, кроме свода хадисов аль-Бухари).

Если находящийся в предсмертном состоянии, произнес эти слова, но затем начал говорить о чем-то другом, то ему необходимо снова напомнить, чтобы последними словами его в этой жизни были именно слова подтверждения единственности Творца всего сущего «ля иляхэ иллял-лах» и слова подтверждения истинности Его последнего Пророка и Посланника — Мухаммада «мухаммадун расулюл-лах».


Важно отметить, что находящийся в предсмертной агонии должен каяться пред Творцом с трепетом и страхом в сердце, и при этом быть полным надежды на милость и всепрощение Всевышнего Аллаха. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в повелительной форме говорил: «Пусть каждый из вас в предсмертной агонии находиться в состоянии наилучшего мнения о Всевышнем Творце». /1/Также Пророком передаются слова Всевышнего со следующим смыслом: «Воистину, Я — говорит Господь — рядом с [хорошим] мнением раба Моего обо Мне». /2/


Что же касается присутствующих рядом с умирающим, то они должны говорить только о благом и хорошем. Пророк предостерегал: «Если вы посещаете смертельно больного или мертвого, то говорите только хорошее. Воистину, ангелы говорят «амин» /3/заключая слова ваши». /4/

/1/ Хадис от Джабира; св. х. Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и Ахмада. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 588, хадис № 9987, «сахих»; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]: В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995, т. 1, ч. 1, с. 262, хадис № 400.
/2/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4, с. 2310, хадис № 7405 и с. 2340, хадис № 7505.
/3/ То есть «О Аллах, прими и ответь на это».
/4/ Хадис от Уммы Саляма; св. х. Муслима. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3, ч. 6, с. 222, хадис № 919.