О дозволенности для мусульман пищи людей писания

Материалы подготовил - Имам Московской мемориальной мечети, богослов - Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др.   http://umma.ru/

Именем Аллаха, милость Которого безгранична и вечна! Уповая на Бога Единого, Обладателя истинного знания и мудрости, прошу у Него силы и разумения высказать смиренное суждение, соответствующее истине Слова Господнего, а не суетным знаниям века сего.


Вопрос о возможности употребления мусульманами пищи людей Писания — христиан и иудеев — связан с кораническими предписаниями о дозволенной (халяль) и запретной (харам) пище.


В Священном Коране Господь установил ряд ограничений относительно пищи, среди которых — запрет на употребление крови /1/, мертвечины, свинины и мяса животного, заколотого без упоминания имени Творца /2/.


Всевышний Аллах заповедует нам: «И ешьте [из мясных продуктов] то, над чем упомянуто имя Творца [при заклании], если вы уверовали в Его знамения... Не ешьте [из мясных продуктов] то, над чем не было упомянуто имя Бога. Это [употребление подобного в пищу] — уклонение от заповеди [грешно пред Господом]. » (Св. Коран, 6:118, 121).


Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Вы можете употреблять в пищу мясо животного, кровь которого пущена с упоминанием имени Господа» (св. х. аль-Бухари) /3/.


До Ислама у арабов жертвоприношение было одним из обрядов поклонения идолам. С началом распространения Ислама Пророком, наряду с другими языческими обычаями, был запрещен и этот обряд. Мусульманам было запрещено упоминать при жертвоприношении какое-либо имя, помимо имени Всевышнего.


Что касается людей Писания, христиан и иудеев, то они, в основном сохраняя приверженность Единобожию, остаются наиболее близкими к мусульманам в религиозном отношении. Но ввиду появления в их практике признаков и элементов многобожия, некоторые мусульмане стали причислять их к язычникам. Ошибочность такого мнения, в том числе и относительно пищи людей Писания, многократно отмечается в Священном Коране: «[Отныне] стало разрешенным для вас [употреблять в пищу] все хорошее [приятное с точки зрения здорового общечеловеческого восприятия]. Также разрешена для вас пища /4/людей Писания, а ваша пища разрешена для них...» (Св. Коран, 5:5).


Если в отношении многобожников и язычников Ислам проявлял жесткость и непримиримость, то к людям Писания всегда было особое отношение, ибо они наиболее близки к мусульманам — верят в Священные Писания, в пророков Единого Господа, в Судный День, в Рай и Ад, а также в другие религиозные догматы, открытые человечеству Господом.


Поистине, заповедана нам любовь к людям Писания, рекомендовано предоставить им возможность ознакомиться с Последним Откровением Господа — Священным Кораном. Нам, мусульманам, разрешено делить трапезу с ними, брать в жены благонравных, благочестивых женщин из их числа, а также проявлять к ним благородство во всем. Все это делается во имя того, чтобы и христиане, и иудеи имели возможность полноценно и всесторонне ознакомиться с Исламом, понять, что Ислам есть религия истинного Единобожия, которому следовали их отцы, вера Авраама, Моисея, Иисуса. Чтобы они осознали, что учение Ислама свободно от искажений и человеческого вмешательства, что Ислам — продолжение и завершение того учения Единобожия, которое ранее было ниспослано Божьим пророкам /5/.


Приведем ряд примеров из Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) и жизни его сподвижников.


У Абу Дарда’ и Ибн Зейда спросили о разрешенности употребления в пищу мяса животных, приносимых в жертву для церквей. Они ответили, что употребление такого мяса дозволено. Ибн Зейд сказал: «Господь разрешил их [христиан] пищу и не сделал что-либо исключением из этого». У Абу Дарда’ также спросили, дозволено ли употреблять в пищу мясо барана, принесенного в жертву для церкви Джирджиса /6/и подаренного священниками мусульманам. Абу Дарда’ ответил: «Прости меня, Господи! Разве не ведаете вы о том, что пища людей Писания разрешена для нас и наша пища разрешена для них?» /7/Многие авторитетные ученые передают слова Ибн ‘Аббаса, согласно которым, под упомянутым в аяте словом «пища» подразумевается мясо животных, принесенных в жертву людьми Писания /8/.


Все сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), а также исламские ученые первого поколения после Пророка были едины во мнении о разрешенности мяса, употребляемого христианами и иудеями /9/.


Известно, что пророк Мухаммад не отказался от блюда из баранины, которым его угостила женщина-иудейка /10/.


Также сподвижники Пророка, отправившиеся в Сирию, употребляли в пищу мясо, которым питались тамошние христиане, не видя в этом ничего предосудительного.


Ни один из богословов и исследователей не привел из жизни Пророка или его сподвижников ни одного примера, противоречащего вышесказанному, кроме случая с племенем бану таглиб /11/. Это племя, хотя и относило себя к христианам, было совершенно незнакомо с христианским учением и не соблюдало никаких религиозных заповедей. Имам ‘Али говорил о запрете на употребление приготовленного представителями этого племени мяса и женитьбы на женщинах из этого племени, аргументируя свое мнение тем, что, по сути, это племя продолжает пребывать в язычестве: не выполняет того, что обязательно у христиан, и не сторонится того, что запретно у них /12/.


Как уже было сказано, под выражением «пища людей Писания» может подразумеваться все, относящееся к еде, включая животное мясо, что особенно подчеркивается учеными. Все это разрешено, кроме запрещенного Священным Кораном: мертвечины, крови, свинины, спиртного /13/.


В связи с постановкой данного вопроса коснемся его некоторых практических аспектов.


Является ли мясо животного разрешенным (халяль) для мусульман, если нет явного свидетельства о том, что убой животного совершался по немусульманскому ритуалу: без упоминания имени Бога Единого или с упоминанием другого имени?
Если мы не можем засвидетельствовать явного упоминания при ритуале убоя имени кого-либо, кроме имени Господа Единого, то мясо этого животного, покупаемое нами у христиан или иудеев, является для нас разрешенным (халяль). Что же касается случая, когда есть явное свидетельство упоминания над животным имени кого-либо, кроме Всевышнего, то тут мнения ученых расходятся.


Некоторые сподвижники Пророка (‘Али, ‘Аиша, Ибн ‘Умар) и некоторые богословы (Таус, аль-Хасан) утверждали, что употребление в пищу мяса такого жертвенного животного запретно для мусульман, ибо оно принесено в жертву без упоминания имени Всевышнего, а значит, является запрещенным. Те же сподвижники Пророка (Ибн ‘Аббас, Абу Дарда’, ‘Убада ибн ас-Самит) и богословы (‘Ато, аль-Касим, аз-Зухри, Раби‘а, аш-Ша‘би), которые считают мясо такого животного разрешенным, аргументируют свое мнение тем, что Господь разрешил правоверным пищу людей Писания и, разрешая, Он изначально знал, что может быть упоминаемо ими /14/.


В цитированном выше хадисе говорилось о том, что на вопрос о возможности употребления в пищу мяса барана, принесенного в жертву христианами и подаренного мусульманам, сподвижник Пророка Абу Дарда’ ответил: «Поистине, они — люди Писания. Пища их разрешена для нас, как и наша пища разрешена для них». У имама Малика спросили о разрешенности употребления мяса животных, принесенных в жертву в дни христианских празднеств, а также подготовленных специально для церквей и монастырей. Он ответил: «Это порицаемо мною, однако, я не могу этого запретить. Порицаемо, ибо есть вероятность того, что это подпадает под положение о запрете мяса, принесенного в жертву с именем кого-либо, помимо Господа. Но одновременно с этим я не могу запретить, ибо они — люди Писания и пища их разрешена для нас Священным Кораном» /15/.


Для того, чтобы мясо было разрешенным для мусульман, обязательно ли соблюдение людьми Писания ритуала забоя животного, принятого у мусульман (перерезание основных шейных артерий, чтобы выпустить максимальное количество крови)?
В своей фетве богословы маликитского мазхаба не настаивают на выполнении этого обряда как обязательного.


Великий ученый Ибн аль-‘Араби /16/в комментарии к рассматриваемому нами 5-му аяту 5-й суры пишет: «Данный аят — абсолютный довод в пользу того, что все виды пищи людей Писания относятся к разрешенным Господом для нас, мусульман.

Однажды меня спросили о христианине, который убил курицу, а затем сварил ее. Разрешено ли употреблять в пищу такое мясо? Я ответил: «Да, разрешено, ибо это есть их пища, а также пища служителей церкви и монахов, несмотря на то, что способ принесения в жертву животного не совпадает с нашим. Ведь Господь явно разрешил их пищу для нас. Поэтому животные, принесенные в жертву в соответствии с их традициями, являются разрешенными (халяль) для нас)» /17/. К тому же некоторые исламские ученые уместно замечают: «Поистине, Господь разрешил нам брать в жены женщин из людей Писания и иметь от них детей. Так можно ли сомневаться в том, что мясо животных, приносимых ими в жертву, дозволено для нас, тогда как о дозволенности в обоих случаях сказано в Коране, и первое более важно по последствиям своим, чем второе!» Ибн аль-‘Араби также пишет: «Мясо, полученное с нарушением (христианского или иудейского) ритуала жертвоприношения и употребляемое в пищу людьми Писания, является мертвечиной и запретно (харам) для нас (как и для них)»/18/.


Главная мысль заключается в следующем. Мясо, которое по религиозным канонам людей Писания является разрешенным для употребления в пищу, также разрешено и для нас, мусульман, если даже способ забоя животного не совпадает с нашим.

То же, что недопустимо по их религиозным канонам, также запрещено и для нас. Ведь единым условием и у нас, и у них является стремление освободить душу животного от тела посредством испускания крови, тем самым сделать мясо разрешенным для употребления в пищу.


Если принять во внимание тот факт, что в условиях современного светского государства разнообразные технологические способы забоя скота не учитывают религиозных канонов, отсутствует контроль за этим процессом со стороны религиозных общин (мусульманских, христианских, иудейских), то, безусловно, мусульманам недопустимо употреблять в пищу мясные продукты, продаваемые в магазинах и используемые на предприятиях общественного питания, кроме тех случаев, когда устно или письменно оговаривается, что мясо соответствует христианским, иудейским или мусульман-ским каноническим требованиям /19/.


Можно ли спрашивать о происхождении мяса, использованного в предложенных угощениях, находясь в гостях у мусульманина, христианина или иудея?
Известный муджтахид нашего времени Юсуф аль-Кардави считает: «Мусульманин не должен спрашивать об этом, независимо от уровня религиозного образования угощающего, будь он христианин, иудей или мусульманин»/20/.


В своде хадисов имама аль-Бухари приводится следующий хадис: «Однажды представители одного племени спросили у пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Поистине, есть бедуинское племя, которое приносит нам мясо. Однако мы не знаем, упоминают они [при закалывании животного] имя Всевышнего или нет». Пророк ответил им: «Упомяните имя Господа сами и ешьте» /21/.


Ссылаясь на данный хадис, ученые высказали мнение о том, что пока нет обоснованного аргумента против, все является дозволенным /22/.


Кто подразумевается под «людьми Писания», упомянутыми в пятом аяте пятой суры Священного Корана при разъяснении дозволенности их пищи для мусульман: современники пророков Моисея и Иисуса, при которых Божественное Откровение было свободно от человеческого вмешательства, или нынешние последователи христианства и иудаизма?
Как видно из аятов Священного Корана, Сунны Пророка и действий его сподвижников, этому вопросу не уделяется пристальное внимание. Согласно мнению исламских ученых, «аяты, касающиеся разрешенности пищи людей Писания и бракосочетания с женщинами [из людей Писания], — из числа тех, которые были ниспосланы последними [в конец миссии пророка Мухаммада]»/23/. Еще до ниспослания этих аятов в Священном Коране говорилось, что люди Писания отошли от истины, завещанной их пророками, и забыли напоминания посланников Божьих. Ко времени появления последнего Пророка тексты Священных Писаний и религиозная практика христиан и иудеев уже испытали вмешательство рук человеческих.


Некоторые ученые, большую часть которых составляют шииты, считают, что пища людей Писания и женитьба на женщинах из них запретны, ибо «люди Писания отнесены Священным Кораном к числу мушриков (придающих кого-либо в сотоварищи Господу), язычников и безбожников». Вот один из аятов, на которые они ссылаются: «Ученых мужей (первосвященников, высшее духовенство, епископов, папу (римского), верховных жрецов) и монахов они избрали для себя богами помимо Господа. Также и ‘Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), превратили в бога. А ведь велено им было поклоняться лишь Богу Одному [и Единственному, Творцу всего сущего]. Нет бога, кроме Него Одного. Он далек от всего того, что возносимо людьми на Его уровень, приравниваемо ими к Нему » (Св. Коран, 9:31).


Наряду с этим, в 221-м аяте 2-й суры мы видим запрет на брак с женщинами из числа мушриков: «Не женитесь на язычницах (мушриках), пока они не уверуют [в Единого Бога]».


Полемизируя с этими учеными, многие богословы выдвинули против такого толкования следующие аргументы.
Во-первых, Священный Коран явно отличает термин «ширк» (придание Богу кого-либо или чего-либо в сотоварищи) от термина «ахль аль-китаб» (люди Писания) и не включает христиан и иудеев в категорию тех, «кто придает Богу сотоварищей»:


«Не оставят люди Писания и язычники (мушрики) убеждений своих до тех пор, пока не придет к ним явное знамение» (Св. Коран, 98:1);


«Воистину, (1) те, которые уверовали, (2) иудеи, (3) поклоняющиеся звездам, (4) христиане, (5) огнепоклонники и (6) те, кто приписывает Богу сотоварищей (мушрики), — ведь Аллах различит их в День Воскресения» (Св. Коран, 22:17).
Из этих и многих других аятов явно следует, что язычники (мушрики) и люди Писания — это разные группы людей и отношение к ним, как мы знаем из канонов Ислама, различно.


Во-вторых, уместно предположить, что:


а) употребление термина «мушрик» в 221-м аяте 2-й суры в таком значении (включающем и людей Писания) было ограничено аятами, разъясняющими взаимоотношения с людьми Писания (см., Св. Коран, 5:5);


б) действие этих аятов (относящих людей Писания к мушрикам) было ограничено во времени, ибо точно известно, что аяты об особом отношении к христианам и иудеям были ниспосланы позже, и пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) и его сподвижники в последующем руководствовались именно этими, поздними аятами.


В-третьих, один из известных своей образованностью сподвижников Пророка Хузейфа ибн Яман женился на иудейке, что не было кем-либо осуждено /24/.


На основе вышесказанного можно сделать заключение: людей Писания нельзя причислять к язычникам (мушрикам), даже если их Писания и религиозные ритуалы далеки от соответствия истинным установлениям, которые были ниспосланы им Господом.


Таким образом, мясо, употребляемое атеистами либо безбожниками, явно запретно для мусульман, в отличие от мяса животных, забитых с соблюдением христианских и иудейских канонов.


Прошу у Милостивого и Прощающего принять сей труд, выполненный лишь с надеждой на Его благоволение, и простить возможные ошибки и прегрешения, ибо единственным намерением было принести людям пользу на пути Того, хвалу Которому возносит все сущее на небесах и на Земле.

/1/ Мусульманский ритуал забоя животного предполагает перерезание основных шейных кровеносных артерий, чтобы освободить тушу от максимального количества крови.
/2/ В Священном Коране, последнем Божественном Откровении, Господь лишь подтвердил ниспосланные Им ранее пророкам заповеди относительно ограничений в пище. Тора содержит многочисленные упоминания о подобных запретах. Так, еще Ною было заповедано: «Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт., 9:4). «Только строго наблюдай, чтобы не есть крови ... не ешь ее; выливай ее на землю, как воду. Не ешь ее, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя, если будешь делать справедливое пред очами Господа» (Втор., 12:23-25). Строго запрещалось есть свинину и мертвечину (Втор., 14:8, 21). В заповедях, данных Моисею, говорится: «Если кто ... поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее ... ибо душа всякого тела есть кровь его ... потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела ... всякий, кто будет есть ее, истребится» (Лев., 17:13-14).
Строжайший запрет касается и посвящения закалываемого животного идолам (кому-либо, кроме Господа Единого), ибо жертва должна быть обязательно посвящена Богу: «...чтобы приводили ... жертвы свои, которые они закалают ... пред Господа ... и закалали их Господу в жертвы... Чтоб они впредь не приносили жертв своих идолам... Сие да будет для них постановлением вечным в роды их. Если кто [не приведет жертву] чтобы совершить ее Господу, то истребится человек тот из народа своего» (Лев., 17:5, 7-9).
Данные запреты подтверждены и Новым Заветом: собор в Иерусалиме, в котором участвовали и апостолы, обсудив этот вопрос, рекомендовал христианам «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда ... соблюдая сие, хорошо сделаете» (Деян., 15:29). Словом «удавленина» с древнееврейского оригинала переведено слово «тэрефа», что означает мясо животного, заколотого не по обряду, установленному Господом.
/3/ Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 233.
/4/ Все богословы Ислама согласны (иджма‘), что в данном аяте под словом «пища» подразумевается именно мясо животных, ибо растительная и иная пища изначально не подпадает под коранический запрет. Исключением являются только шиитские богословы, считающие, что в аяте подразумеваются зерновые из-за их наиболее частого употребления. Мнение последних не нарушает общего согласия (иджма‘) ввиду недостаточной аргументированности. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари. Т. 17. С. 236; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 230.
/5/ Аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам. С. 61.
/6/ Джирджис — в христианской традиции святой Георгий Победоносец.
/7/ См.: Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир [Христиане в Коране и комментариях к нему]. Амман: аш-Шурук, 1998. С. 300, 323.
/8/ См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 237; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 319.
/9/ Там же. С. 236; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 230; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 311.
/10/ Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 231; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 323.
/11/ Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 323.
/12/ См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 237; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 299, 323.
/13/ Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 237.
/14/ См.: Аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам. С. 61; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 310.
/15/ Цит. по: Аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам. С. 61, 62.
/16/ Мухйиддин ибн аль-‘Араби (1165-1240) — крупнейший мусульманский богослов, поэт, суфий. Родился в Андалусии, умер в Дамаске. Его богословско-философское наследие, вызывающее полемику среди богословов, насчитывает около четырехсот сочинений. Известны следующие слова Ибн аль-‘Араби, сказанные в ответ критикам: «Кто не из нас (т. е. не достиг нашего уровня знания), тот пусть не читает наши книги» ( مَنْ لَيْسَ مِنَّا فَلاَ َيَقْرَأْ كِتَابَنَا ). Среди наиболее известных его произведений — «Аль-футухат аль-маккия», «Фусус аль-хикям», «Мафатих аль-гайб», «Ат-та‘рифат».
/17/ Цит. по: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 4. С. 2760.
/18/ Цит. по: Аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам. С. 62.
/19/ В первые века христианства было много споров относительно употребления в пищу мяса животных, забитых язычниками или принесенных в жертву идолам, а затем выставленных на продажу на рынке. Некоторые из христиан высказывали мнение о том, что всякое различие между чистой и нечистой пищей навсегда уничтожено Иисусом, и не различали мяса, покупаемого у язычников и у христиан. Свое убеждение они основывали на словах Иисуса из Евангелия от Матфея: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф., 15:11). Другая часть христиан считала, что употребление принесенного в жертву идолам и купленного у язычников равнозначно участию в жертвоприношениях идолам.

Последовавшие разъяснения апостола Павла так и не дали ясного ответа на данный вопрос. В Послании к Коринфянам апостол пишет: «...язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?» В то же время он далее говорит: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что на ней» (1 Кор., 10:20-22, 25).
Тем, кто сомневается, Павел советовал прислушаться к голосу своей совести и воздержаться от такой пищи, но не осуждать тех, кто не отказывается от нее. Последним же он рекомендует не искушать сомневающихся: «Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша [покупать мясо у язычников] не послужила соблазном для немощных... И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнять брата моего» (1 Кор., 8:9, 13).
/20/ Это еще раз подчеркивает близость трех религий авраамического Единобожия. В то же время апостол Павел делает довольно смелое заявление, разрешая христианам вкушать угощения многобожников и язычников: «Если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, — то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования для спокойствия совести» (1 Кор., 10:27). Однако оговаривается: «Но если кто скажет вам: «это идоложертвенное», — то не ешьте ради того, кто объявил вам и ради совести» (1 Кор., 10:28).
/21/ См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20. С. 284; аль-Хаттаби Х. Ма‘алиму сунан. Шарх сунани аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]: В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1991. Т. 4. С. 262; Имам Малик. Аль-муватто. С. 389.
/22/ Аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам. С. 63, 64.
/23/ Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 323.
/24/ См.: Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 323, 324.