Погребение покойного

Материалы подготовил - Имам Московской мемориальной мечети, богослов - Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др.   http://umma.ru/

Желательно, чтобы носилки несли не менее четырех человек, держа их с четырех сторон.


Когда покойного приносят к могиле, лучше, чтобы никто не присаживался, пока тело не опустят на землю.


При раскапывании могилы /1/, должно учитываться, что тело будет направлено в сторону Каабы, лежа на правом боку.

В правой стороне /2/могилы делают нишу (ляхад), которая закрывается необожженными кирпичами или досками, после того, как покойного поместят туда. /3/Когда в могилу опускают тело покойной женщины, ее дополнительно чем-нибудь накрывают, ограждая от взоров и взглядов. Тело женщины опускает муж и ее родственники.


Следует опускать покойного головой вперед с той стороны могилы, где будут находиться его ноги. /4/Можно опускать его со стороны Киблы. /5/


Тот, кто опускает тело в могилу и укладывает в нишу произносит: «Бисмил-ляях ва ‘аля милляти расуулил-ляях». /6/После того, как тело поместили в нишу и закрыли досками, могилу засыпают землей так, чтобы образовался пригорок. Сначала присутствующие бросают по три горсти земли в область головы, затем могилу закапывают лопатами.


Женщины в могилу не спускаются.


Топтать могилу, сидеть на ней, спать или молится /7/запрещено.


Табличка с надписью имени и фамилии покойного, а также лет его жизни устанавливается в области головы покойного.


Лучше, если семья покойного в дни похорон не будет заниматься приемом гостей и приготовлением поминальных угощений.

В этом им могут помочь соседи или близкие.

Соболезнования оговариваются до захоронения и после него в течение трех дней. Смысл его — успокоить и призвать к терпения. Можно сказать: «Пусть Аллах воздаст тебе за терпение, внушит успокоение, утешение, и пусть простит возможные прегрешения покойного». Специальные собрания для принятия соболезнований не устраиваются, так как они усугубляют горе и несчастье родных.


Плачь по причине сердечной боли допускается, но оплакивание, особенно сопровождаемое криками и воплями крайне порицаемо, грешно и наносит боль покойному.

/1/ Глубина могилы определяется в соответствии с природой почвы данной местности. Главное, чтобы тело покойного было защищено от хищников.
/2/ То есть с той стороны, которая находится в направлении Каабы, ближе к ней.
/3/ В случае сыпучести, рыхлости почвы и опасения обвала, ляхам допускается не делать. Раскапывают дополнительное углубление вниз, которое также закрывается необожженными кирпичами или досками, после того, как покойного поместят в это углубление. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 40; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 522.
/4/ См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 40.
/5/ В опускании покойного в могилу может участвовать три и более человек.
/6/ Перевод и арабский текст смотрите в «Приготовление к захоронению».
/7/ Здесь подразумевается молитва-намаз с поясными и земными поклонами.