Правильное отношение к сверхъестественным явлениям в Исламе

 

Сверхъестественные, экстрасенсорные способности - видеть историю предмета, судьбу человека, чтение чужой памяти, способность менять и контролировать чужие сны, способность убеждать и контролировать эмоции окружающих, создание "реалистичных", неосязаемых изображений, способность излечивать человека от моральных и физических ран, интеллект - все знаю и понимаю, евитация - способность летать, телепортация, способность видеть прошлое и будущее, телекинез - передвижение предметов...

Ученые сказали: «На совершившего чудо смотрят с точки зрения Шариата. И если он на Прямом Пути, то его чудо относится к карамат. Если же он не на Прямом Пути, то его чудо – искушение (фитна), вроде тех, которые явит Даджжаль, оживляя мертвых и показывая людям свой Рай и Ад. И Аллах вводит в заблуждение тех, кому нет доли в Вечной Жизни, через таких людей. Что же касается тех, кто не придерживается Шариата, то даже если мы увидим, как он ходит по воде и парит в воздухе, то мы знаем, что это только - искушение для рабов».

Баязид Бистами: «Не поддавайтесь обману, когда вы видите, что некто, обладая сверхъестественным мастерством, летает. Оцените его с позиции Шариата: придерживается ли он их».

Сказал шейх Фахрутдин ар-Рази: «Обладающий способностью творить чудеса не увлекается этим, напротив, когда он обнаруживает у себя такую способность, страх его перед Всевышним только усиливается и бдительность его в испытаниях Всевышнего укрепляется. Он боится, как бы это не оказалось из того, что относится к области обмана».

Если мы видим кого-либо из людей, совершающего чудеса, то мы не можем судить о нем как о вали (праведник) и относить это чудо к караматам (чудесное явление), пока мы не увидим его приверженности законам - Творца. Абу Язид сказал: «Если какой-либо человек расстелит ковер на воде или будет летать по воздуху, вы не поддавайтесь его обману, пока не увидите, каким вы его найдете в рамках велений и запретов Аллаха [Творца всего сущего]».

Великим караматом (чудесное явление) последователи тасаввуфа (суфии) считают твердость и прямоту в исполнении предписаний Творца. Абуль Касым Кушайри сказал: «Знай, что из наивысших караматов, которыми наделяются авлия, являются постоянный успех в повиновении, предохранение себя от грехов и противоречий». Шейх Абуль Хасан ащ-Щазили сказал: «Это постижение правильного пути и его совершенство, основой которому служат две вещи: правдивая вера в Аллаха и следование всему, что доведено Пророком (мир ему и благословение Аллаха). Долг каждого раба желать только этого, стремиться к достижению только этого».

Шейх Мухиддин ибн Араби сказал: «Караматы делятся на две категории: внешние и скрытые. Внешние чудеса (караматы) - это видимые простому глазу, как, например, хождение по воде, знание помыслов другого, исчезновение и т.д., то есть все, что подразумевает под чудесами простой народ. А скрытое чудо (карама) познают лишь особые из рабов Аллаха [Творца всего сущего], простому народу он не доступен. Это дар соблюдения рабом предписаний Шариата, преуспевание в овладении лучшими нравами, бережное отношение к выполнению обязанностей в предписанное время, поспешание во всякой благотворительности, отчуждение злобы и ненависти от своего сердца, очищение сердца от всякого порочного свойства, наблюдение сердцем за признаками Творца. Кроме того, последователи тасаввуфа (суфии) не считают проявление чудес (караматов) критерием превосходства одного праведника над другим. Имам Яфии говорит: «Способность совершения чуда не является признаком превосходства одного вали (праведник, усердствующий в молитвах, поминании Всевышнего и других видах поклонения) над другим, поскольку не владеющий чудом (карама) может быть лучше, нежели его обладатель. Карама - не признак превосходства, а признак правдивости и достоверности. А признаком достоинства и превосходства служат твердость, убеждения (якин) и совершенство познания Аллаха [Творца всего сущего]». Последователи тасаввуфа считают, что отсутствие чуда (карама) у праведного вали не является признаком отсутствия у него принадлежности к авлия (авлия – приближенные к Всевышнему).

Имам Кушайри в своей книге сказал: «Если у вали (праведник) отсутствует явный карамат (чудесное явление) в мирской жизни, то отсутствие его не является пороком его степени вали». Шейх уль-ислам Закария аль-Ансари сказал: «Нередко тот, кто не обладает способностью совершать чудо (карама), превосходит обладающего им, поскольку достоинство выражается не наличием способности совершать чудеса, а наличием убеждения (якин)». Якин означает силу и непоколебимость веры, её полное проникновение во все уголки человеческой души. Он подобен прекрасной и неразрушимой вершине. Никакие сомнения не смогут повлиять на неё, никакие подозрения не смогут сдвинуть её с места. Более того, когда есть такая сильная вера, не может быть и речи о существовании каких-либо страхов и сомнений.