Предсмертные состояния, похороны, перезахоронение

Материалы подготовил - Имам Московской мемориальной мечети, богослов - Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др.   http://umma.ru/

Вопросы о предсмертные состоянии, похоронах и перезахоронении


Кладбище, на котором мои родственники (отец, дядя и др.), по прогнозам может быть скоро затоплено — море слишком близко. Уже сейчас, если копнуть на пол-лопаты, из кладбищенской земли выступает вода. Можно ли в этом случае перенести останки умерших с этого кладбища и захоронить на новом месте. Если можно, то каким образом?
Возможно ли перезахоронение тела покойного?
Что касается перезахоронения и перевозки покоящегося в могиле тела или его останков, то это возможно только в исключительных ситуациях по результату решения богословов данной местности или общественному решению, когда это обосновано крайней необходимостью или пользой /1/, что допускает большая часть исламских богословов. К такого рода исключительным случаям богословы относят, например, опасение за неприкосновенность могилы, возможность затопления территории кладбища или иного рода вред или вредительства, которые могут быть нанесены могиле или кладбищу.


К тому же есть исторические подтверждения допустимости этого. Например, третий праведный халиф ‘Усман, когда увидел, что мечеть Пророка уже не вмещает всех желающих в ней молиться, приказал перенести прилегающее к ней кладбище и расширить здание храма. /2/Подробнее смотрите далее.


У меня очень важный вопрос, который мы с мужем не можем решить уже 12 лет. В 1991 году у меня умер папа, он мусульманин, я в это время еще не приняла Ислам и, соответственно, не понимала, что папу обязательно надо похоронить как мусульманина. В итоге его похоронили как христианина и не на мусульманском кладбище. Потом через три года ему прочитали джаназа-намаз (мой будущий муж попросил в мечети прочитать). А вопрос у меня вот какой: надо ли папу перезахоронить на мусульманском кладбище? Алия.
Что же касается раскапывания покойного, то оно запретно (харам) и допускается только в вынужденных ситуациях /3/и до того срока, пока тело, предположительно, еще не разложилось.


Считаю, что в вашей ситуации, тем более через тринадцать лет, нет необходимости в перезахоронении. Любая земля — это место хранения останков человека до момента его воскрешения перед Судным Днем. Для ответа пред Всевышним тела будут восстановлены по Его приказу, а души, выпущенные из мира временного нахождения душ, устремятся в свои родные тела.
С опозданием, но вы сделали очень важное мероприятие — совершили погребальную молитву.
Подробнее смотрите далее.


Нужно ли перевозить покойного на родину, если он умер вдали от родных мест? Что в Исламе говорится о перезахоронении человека?
Что касается действий Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) по данному вопросу, то они указывают на то, что человек должен быть похоронен в той местности, где он умер. Пророк подчеркнул: «Тела придаются земле там, где выходят из них души». Поэтому некоторые ученые говорили о нежелательности перевозки тела покойного, а порой и запретности. Также передается, что супруга Пророка Мухаммада ‘Аиша, когда пришла на могилу ‘Абдурахмана ибн Абу Бакра, перевезенного после смерти из Эфиопии в Мекку, сказала: «Клянусь Аллахом! Если бы я была рядом, то похоронила бы тебя там, где ты умер». «То есть она не видела веской причины для перевозки тела ‘Абдурахмана в Мекку», — прокомментировали ученые-богословы.


В то же время есть несколько подтверждений тому, что если имеется веская причина для перевозки тела, то это допускается. /4/Например, тела сподвижников Пророка Са‘да ибн Абу Ваккаса и Са‘ида ибн Зайда, были перевезены из местности аль-‘Акык в Медину. Также сподвижник Пророка Мухаммада ‘Абдулла ибн ‘Умар завещал, чтобы его тело не хоронили на месте гибели, а перевезли в местечко Сараф. /5/Богословы-ханафиты говорили, что лучше человека хоронить в той местности, где он умер, но и перевозка тела в другую местность до захоронения допускается./6/


Богословы-шафииты говорили о запретности (харам) /7/перевозки тела покойного в другую местность /8/до захоронения.

«Перевозка тела на другие земли — это задержка захоронения и неуважение, пренебрежительное отношение к телу покойного», — говорили они. /9/


В случае, когда покойного собираются хоронить не там, где он умер, необходимо, чтобы все обязательные процедуры приготовления к похоронам (омытие, саван, погребальная молитва) /10/были выполнены в городе или селе его кончины до отправки, так как совершение данных процедур — это обязанность тех, среди кого он жил и умер. /11/Что же касается раскапывания покойного, то оно запретно (харам) и допускается только в вынужденных ситуациях/12/и до того срока, пока тело, предположительно, еще не разложилось. К вынужденным ситуациям относят: захоронение покойного без омытия тела (гусль) /13/; захоронение на чужой, захваченной силой или незаконно территории, когда настоящий хозяин земли не соглашается на материальную компенсацию /14/; случаи, когда покойного расположили неправильно относительно Киблы. /15/Если покойного похоронили, не завернув в саван, то раскапывать могилу и заворачивать его в саван нет необходимости, так как земля стала для него саваном. /16/Также не следует раскапывать могилу в случае, когда над покойным не была совершена погребальная молитва. /17/После захоронения она выполняется рядом с могилой. /18/


Насколько допустимо по мусульманскому праву резать трупы, например, для определения причины смерти?
Приведу несколько мнений/19/, которые касаются этого вопроса:


«Допускается разрезать живот умершей женщины, в утробе которой находится живой зародыш, для возможного спасения жизни младенца» (богословы ханафитского и шафиитского мазхабов).


«Допускается разрезать живот умершему для извлечения из него чужого имущества (например, бриллианты) или собственного (например, проглоченного с намерением сохранности), которое было им проглочено» (богословы ханафитского, шафиитского и маликитского мазхабов). Богословы-ханафиты добавляют: «Можно резать, но только тогда, когда невозможно компенсировать нанесенный другому ущерб из оставленного покойным имущества, и нет никого, кто мог бы компенсировать».


Поэтому, считает современный богослов аз-Зухайли и не только он, в случаях вынужденности и необходимости, к которым относятся, например медицинские исследования, определение причины смерти покойного, уголовное разбирательство, где необходимо заключение экспертов о мотивах смерти в доказательство вины или невиновности подозреваемого, допускаются анатомические исследования тела покойного. /20/


Следует подчеркнуть, что это положение действует по мере необходимости и вынужденности. В обычной же ситуации действенен хадис: «Сломать кость мертвому человеку подобно тому, что ее сломают живому». /21/То есть отношение к телу покойного должно быть столь же уважительным, как и отношение к живому.


Мир Вам! У моего знакомого родственник покончил жизнь самоубийством. Как Ислам относится к самоубийцам? Читать ли над ними джаназа? Как их хоронить? Заранее спасибо за ответ. Да воздаст вам Аллах благом.
У нас есть материал об этом. Можете посмотреть на сайте «Богословско-правовое исследование по предсмертным и похоронным вопросам» или в книге «Ответы на ваши вопросы об Исламе» (с. 397-399).


Можно ли в качестве благодарности платить деньги (садака) прочитавшему молитву (из Священного Корана или иную), например, за умерших. Не повлияет ли это на принимаемость молитвы? Могут ли религиозные уроки быть платными?
Можно. По этому поводу есть достоверные хадисы и высказывания ученых. Что касается аятов /22/, обычно цитируемых отрицающими допустимость этого, то такая трактовка их крайне маловероятна, так как данное положение четко прописано в достоверной Сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).


Пророк говорил: «Самым заслуженным, за что можно взять вознаграждение, является Книга Всевышнего [Священный Коран]» (хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и др.)./23/«То есть, — комментировали ученые, — этот хадис указывает на допустимость (джаваз) получения вознаграждения за чтение Корана или обучение ему /24/, а также написание талисманов-заклинаний или лечение ими». Например, известный богослов аш-Ша‘би говорил: «Человек не должен ставить условие, что за обучение или чтение ему должны заплатить столько-то. Если ему дают (в качестве вознаграждения или благодарности, то есть в форме подарка или милостыни), то он принимает». Аль-Хакям говорил: «Я не слышал /25/, чтобы кто-то заявлял о нежелательности вознаграждения обучающего, (то есть о какой-либо нежелательности получения вознаграждения за обучение)». /26/Имам аш-Шафи‘и, опираясь на достоверный хадис, допускал изначальную договоренность об оплате труда учителя. /27/Важно отметить, что плата категорически не является обязательной, /28/кроме как в случае какой-то определенной договоренности, когда необходимо выполнение оговоренных обязательств.


Что касается принимаемости-непринимаемости мольбы-ду‘а, то здесь важным фактором является искренность, чистота от явных грехов и набожность.


Как молитва по усопшему влияет на него в загробном мире?
Оценить важность и благостность влияния молитвы на состояние усопшего можно посредством следующего хадиса. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если над мусульманином совершат погребальную молитву сорок человек, не приписывающих что- или кого-либо в сотоварищи Господу, [то есть истинно верующих], то будет [через их присутствие и свидетельствование веры его, посредством участия в погребальной молитве над ним] прощено ему [то есть Аллах простит ему прегрешения, но, безусловно, в меру желания Его и мудрости]» (хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Муслима). /29/Если же в вопросе под словом «молитва» подразумевается мольба-ду‘а, прошение, то в таком случае мнение исламских богословов единодушно, что мольба-ду‘а за покойных полезна для них и благодать от нее доходит до умерших. /30/


У меня на родине, когда хоронят человека, сверху на его могилу поливают какую-то святую воду. Не противоречит ли это Исламу?
Интересно, какой смысл вкладывается в данную процедуру? Внешне данное действие безобидно и не заслуживает пристального внимания, а тем более не должно быть причиной споров и конфронтаций.


Во время погребения женщины может ли опускать ее в могилу мужчина, не являющийся ее родственником?
Тело покойной женщины опускают в могилу муж и ее родственники. В случае отсутствия таковых, необходимо поступать по обстановке.


Насколько большой грех совершает мусульманин, пишущий завещание, содержание которого не соответствует правилам шариата, и то лицо, которое получает долю наследства не по мусульманским нормам?
Человек может при жизни заблаговременно побеспокоиться и распорядиться 1/3 частью наследства по своему усмотрению. Остальное распределяется в соответствии с четко установленными нормами, прописанными в Священном Коране.


Можно ли хоронить мусульман рядом с безбожниками или людьми Писания на одном кладбище?
В основе, мусульманин должен быть похоронен на мусульманском кладбище. В любом регионе Российской Федерации, где мусульмане составляют даже незначительную часть местного населения, есть мусульманские кладбища. Если такого кладбища нет, то мусульманская община обязана добиваться у местной администрации выделения земельного участка под кладбище.


Мусульманские ученые едины во мнении, что покойные мусульманка или мусульманин должны (фард) быть похоронены на мусульманском кладбище. Если же в той или иной области нет отдельного мусульманского кладбища, то часть кладбища, где похоронены люди Писания или безбожники, должна быть отведена для мусульман. Если и эти условия отсутствуют, тогда родственники обязаны отвезти тело покойного в ближайшую местность, где имеется мусульманское кладбище. Если и такой возможности нет, то придется хоронить в тех условиях, которые доступны, так как Всевышний не возлагает на душу больше того, что она в состоянии сделать (см., Св. Коран, 2:286).


Во многих среднеазиатских странах после смерти человека особенно отмечают 20 дней и год. Делают плов и приглашают всех дальних родственников друзей и знакомых. Также может прийти на плов и любой совершенно незнакомый человек, например, прохожий, если он того пожелает. Скажите, пожалуйста, разрешено ли давать плов? Насколько данные действия одобряемы?
Никаких проблем. Очень хороший обычай, который может только приветствоваться религией. В этом обычае заложена польза, так как угощение близких и незнакомых, укрепление родственных связей, совершение благого от имени умершего, и многое другое — это все то, о чем говорится в высказываниях Пророка Мухаммада, как о благом и вознаграждаемом.

Достаточно даже вспомнить следующие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «О люди! Приветствуйте друг друга миром, кормите и угощайте, молитесь ночью, когда другие спят, — и вы благополучно зайдете в Рай». /31/


Единственным «но», к которому порой придираются, являются числа. То есть семь дней, сорок и т. д. Тонкость состоит в том, что канонической особенности данные сроки не имеют, но люди взяли их себе в качестве ориентиров, чтобы вспоминать о покойных благой молитвой сообща с родственниками и делать что-то хорошее, например, угощения, от имени покойного.

Последнее канонически приветствуется и имеет немало подтверждений в Сунне. Важно понять, что если бы этих ориентиров не было, то люди крайне мало вспоминали бы об уже ушедших из этой жизни.


Держаться мертвой хваткой за цифры (3, 5, 7, 40) не следует. Лучше подвести все к выходному дню, чтобы большее количество родственников и близких смогло посетить данное мероприятие. /32/


Одной из важнейших задач ученых-богословов является просвещение людей в вопросах обязательности, желательности, допустимости, нежелательности или запретности. Ведь очень часто верующие люди желательное действие или допустимое, например, возводят в ранг обязательного. Порой нежелательное делают запретным и т. д.


Если человек умер в ночь на праздник завершения поста (‘Идуль-фитр), обязаны ли его родственники выплачивать за него «закятуль-фитр»?
В данном вопросе имеется некоторая тонкость. Бòльшая часть ученых, среди которых и богословы-шафииты, говорит о том, что «закятуль-фитр» становится обязательным для человека с заходом солнца в последний день месяца Рамадан. Если человек умрет после захода, то необходимость выплаты этой обязательной милостыни за ним сохраняется. /33/То есть родные его должны будут сделать это от имени покойного из его имущества.


Богословы-ханафиты говорили, во-первых, о том, что обязательность начинается с восходом солнца в праздничный день, а во-вторых, что обязанность эта снимается с покойного, если он самостоятельно выплатить «закятуль-фитр» не успел. Родственники могут, при желании, сделать это от его имени, но не обязаны./34/


Можно ли мусульманину посещать христианское кладбище, если там похоронены его родственники (христиане)?
Можно.


Я — мусульманка, но мои родители не были этническими мусульманами. Они уже умерли. Последнее время я несколько раз видела во сне свою маму, находящейся в темнице и просящей у меня помощи. Как это понять? Будут ли мои молитвы полезны для нее?
Непосредственно молиться за них не получится, так как наиболее вероятно, что они так и умерли без веры в Бога и истинность пророческой миссии последнего Посланника Божьего. А просить у Всевышнего прощения за явного безбожника запретно. В Священном Коране сказано: «Недопустимо для Пророка и тех, кто уверовал, просить у Всевышнего прощение за многобожников, даже если они являются родственниками. И не допускается просить прощения за них, когда уж явно стало, что они являются обитателями Ада» (см., Св. Коран, 9:113).


Понятное дело, что только Всевышнему известно о том, кто будет обитателем Ада, а кто — Рая. Но человек, до последней минуты своей жизни отрицающий Творца и посланников Божьих, однозначно не может претендовать на милость Всевышнего, так как не имеет веры даже на вес пылинки.


В то же время, по вашему вопросу имеется очень полезная рекомендация великого ученого, имама ан-Навави, который ответил примерно на такой же вопрос словами: «Однако желательно было бы молиться за всех своих предков, которые предположительно, на основе всезнания Всевышнего, ушли из этой жизни с верой и покорностью Ему, ушли мусульманами. Как минимум, наши прародители Адам и Ева были точно верующими». /35/


То есть вы можете молить Всевышнего Аллаха со словами, что, например, «если моя мама ушла из этой жизни с верой и я могу за нее молиться, то, о Всепрощающий Творец, облегчи ее состояние в загробной жизни, прости ее ошибки, заблуждения, прегрешения».
Погребальная молитва
Можно ли по Сунне делать каждую пятницу в мечети коллективно джаназа-намаз? Насколько это правильно? Мурад.
Джаназа-намаз совершают над телом покойного.


В том случае, когда человека похоронили, не совершив над ним погребальную молитву, то она совершается над его могилой. Молящиеся встают перед могилой в направлении Каабы. /36/


Что же касается ситуаций, когда верующий умер где-то далеко от родных мест и там же был похоронен, то, например, богословы-шафииты говорили о допустимости совершения погребальной молитвы за него, не отправляясь к месту захоронения, даже если оно находится не очень далеко. /37/Они аргументировали тем, что Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) совершил погребальную молитву за абиссинского монарха Асхама, зная, что тот умер мусульманином. Богословы ханафитского мазхаба посчитали ту ситуацию специальной, касающейся только индивидуально самого Пророка, так как ему (да благословит его Всевышний и приветствует), еще до прибытия гонцов, было дано знание о том, что эфиопский монарх умер, а также никому не ведомая информация о том, что он ушел из жизни мирской верующим. Именно так рассматривая тот случай из Сунны Пророка, данная группа ученых говорит о нежелательности совершения погребальной молитвы " ‘аляль-га’иб" (над отсутствующим, за отсутствующего). /38/


То, что у вас каждую пятницу совершают джаназа-намаз, больше похоже на совершение его на всякий случай, за тех, кто умер и был похоронен без погребальной молитвы.


Возводить это в ранг фарда (обязательного действия) и делать это с таким пониманием для имама будет неверно.

Но совершать это дополнительно, с учетом условий той или иной местности, возможно. Ваш местный религиозный руководитель (имам, муфтий) должен разъяснять людям значение и смысл этого. Его обязанность просвещать людей, чтобы они со знанием дела относились к тому или иному ритуалу.


То, что Пророк Мухаммад не совершал джаназа-намаз после каждой пятничной молитвы любому, даже религиозно малограмотному, известно. Но в вашей ситуации так ограниченно подходить нельзя. Возможно, была причина, также обоснованная действиями Пророка, возможно, что она и сохранилась. Именно поэтому совершаются погребальные молитвы " ‘аляль-га’иб«. Наиболее вероятно, что это появилось в советские времена, когда немалое количество мусульман хоронилось без необходимых погребальных обрядов. Сколько людей ссылалось в Сибирь, и родные не знали, умерли они или живы. Если умерли, то наверняка погребальную молитву над ними не совершили. Выполнение погребальной молитвы является «фард-кифая», то есть, если ее никто не совершит над покойным, то все будут грешны пред Всевышним, а в первую очередь, его родные и односельчане. Возможно, что исходя из этого, муллы решили совершать джаназа-намаз после каждой пятничной проповеди, когда можно сделать это организованно и в присутствии немалого количества верующих.


Если вы станете выяснять этот вопрос у вашего имама или муллы, то будьте максимально тактичны и вежливы. Спрашивайте не с упреком, а именно с желанием узнать суть, понять почему.


Думаю, что это больше обычай, появившийся при вынужденных обстоятельствах по результату местного решения. Если актуальность его уже отсутствует, то от него постепенно откажутся. Именно постепенно. По-другому простой люд воспримет это в штыки, появится смута и будет гораздо хуже. К сожалению, из-за несдержанности людей, такие примеры иногда имеют место быть. /39/

/1/ Подробнее см.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра: В 2 т. Т. 1, с. 729-733.
/2/ См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7, с. 79.
/3/ См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7, с. 78-81; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 15 т. Т. 3, с. 577-580, хадисы № 1350-1352; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар: В 8 т. Т. 4, с. 122, хадисы № 1522, 1524.
/4/ См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар: В 8 т. Т. 4, с. 122, хадис № 1523.
/5/ См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 122.
/6/ См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7, с. 79.
/7/ Некоторые богословы-шафииты говорили только о нежелательности (макрух) перевозки тела покойного, аргументируя это отсутствием категоричных запретов по данному вопросу. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж: В 6 т. Т. 2, с. 63.
/8/ То есть, недопустима перевозка покойного в другую область. Вывоз же тела покойного на кладбище, находящееся за границей города, абсолютно допустим, так как городские кладбища обычно расположены за чертой города.
/9/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 8 т. Т. 2, с. 509, 510; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 2, с. 1537.
/10/ Подробно об омытии тела покойного, саване, погребальной молитве и других мероприятиях, связанных с приготовлением и захоронением см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. С. 365-421.
/11/ См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж: В 6 т. Т. 2, с. 63.
/12/ См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7, с. 78-81; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 15 т. Т. 3, с. 577-580, хадисы № 1350-1352; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар: В 8 т. Т. 4, с. 122, хадисы № 1522, 1524.
/13/ После омытия тела и заворачивания в саван, над ним совершают погребальную молитву.
/14/ Если прошло много времени, то лучше не трогать останки покойного.
/15/ Богословы-ханафиты, в отличие от шафиитских ученых, не считают первый пункт и последний вескими причинами для раскапывания могилы. «После того, как тело покойного засыпали землей, раскапывать его категорически запрещено. Исключением могут быть только те случаи, когда никак невозможно решение того или иного конфликта или вопроса, касающихся прав живых людей, кроме как через раскапывание могилы или перезахоронение покойника. Если тело покойного не было омыто или его неправильно расположили в могиле, то после того, как тело было засыпано землей, раскапывать его и что-то изменять не следует» См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар: В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966, т. 2, с. 238; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7, с. 80, 81.
/16/ Так считали богословы шафиитского и ханафитского мазхабов. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж: В 6 т. Т. 2, с. 63, 64.
/17/ Если тело покойного опустили в могилу и вдруг вспомнили о том, что погребальная молитва над ним не была совершена, то, если его еще не начали засыпать землею, тело поднимают на поверхность земли, совершают над ним погребальную молитву, а затем опускают обратно в могилу. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7, с. 81; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 2, с. 1531.
/18/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 2, с. 1530, 1531, 1556.
/19/ Это прописывается в богословских трудах пятисот-восьмисотлетней давности.
/20/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2608.
/21/ Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда и Ибн Маджа. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 389, хадис № 6231.
/22/ Аяты, где говорится о «продаже знамений Всевышнего за малую стоимость», большей частью касаются тех людей Писания, которые переписывали Священные страницы и вносили туда искажения, а также тех, которые продавали веру свою за мирской достаток. См.: Священный Коран, 2:41, 79, 174; 3:187, 199; 5:44; 9:9, 16:95.
/23/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2, с. 671; там же т. 4, с. 1833, хадис № 5737; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 15 т. Т. 11, с. 356, хадис № 5737; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17, с. 401, 402.
/24/ Подавляющее большинство богословов, среди которых и богословы шафиитского мазхаба, говорили о допустимости получения платы за чтение Корана или обучение ему. Только некоторые (среди которых богословы ханафитского мазхаба) говорили о нежелательности, а порой и запретности этого. Но необходимо уточнить, что «нежелательность или запретность» касается того случая, когда плата является условием для обучения или изучения Корана. Когда же это происходит в форме неоговоренного, неожидаемого подарка или вознаграждения, то получение, принятие этого допускается богословами-ханафитами. Одним из аргументов в пользу нежелательности является то, что данные действия относятся к формам поклонения Всевышнему, и воздаяние (аджр) необходимо ожидать от Него. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 10, с. 88, 89; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 15 т. Т. 5, с. 214; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9, ч. 17, с. 184. Имам аль-Хаттаби также говорил о разрешенности и допустимости. См.: Аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 2, ч. 4, с. 211. Подробнее о богословской полемике и аргументации см.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 10, с. 88, 89; там же т. 17, с. 402; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 15 т. Т. 5, с. 214- 216.
/25/ То, что аль-Хакям об этом не слышал, не говорит нам о полном отсутствии нежелательности. О нежелательности, а порой и запретности говорилось некоторыми учеными, тем более что наряду с хадисами, разрешающими это, есть и порицающие.
/26/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2, с. 671; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 15 т. Т. 5, с. 213.
/27/ Хадис и мнение имама аш-Шафи‘и см.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи, с. 600, 601, хадис № 2068, 2069.
/28/ См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 10, с. 88.
/29/ См.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. С. 394.
/30/ Там же. С. 415.
/31/ Хадис от ‘Абдуллы ибн Саляма; св. х. ат-Тирмизи. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]: В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000, т. 2, с. 87, хадис № 1167.
/32/ Подробнее о благих делах, которые могут совершаться от имени умершего, см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. С. 409-417.
/33/ Среди тех, кто говорит об этом, есть, как было упомянуто, и ученые шафиитского мазхаба. В то же время, у богословов-шафиитов есть мнение и о том, что обязательность выплаты не сохраняется, а аннулируется со смертью покойного. Поэтому имам, придерживающийся в религиозной практике шафиитского мазхаба, может поступить в зависимости от обстоятельств. См.: Аш-Ширази И. Аль-мухаззаб: В 3 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 1995, т. 1, с. 303.
/34/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 3, с. 2040, 2042.
/35/ См.: ‘Аляуд-дин ибн аль-‘Аттор. Фатава аль-имам ан-навави [Фетвы имама ан-Навави]. Бейрут: аль-Башаир аль-исламийя, 1990, с. 84.
/36/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 2, с. 1530, 1531; Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. С. 420.
/37/ Совершающие погребальную молитву встают в направлении Каабы.
/38/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 2, с. 1532.
/39/ Подробное «Богословско-правовое исследование по предсмертным и похоронным вопросам» читайте во втором томе из серии «Bibliotheca Islamica», с. 365-423.