Прелюбодеяние (зина): время искупления вся жизнь

Материалы подготовил - Имам Московской мемориальной мечети, богослов - Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др.   http://umma.ru/

Я бы хотела получить подробные ответы на свои вопросы. Я встречаюсь с парнем, мы оба учимся в университете и оба верим в Бога, читаем намаз, но я не ношу хиджаб. Можно ли нам обниматься, целоваться? Хотя о браке мы и не думаем. Но кто знает, а вдруг я выйду за него замуж через год? И знаете, в течение всего этого времени невозможно не иметь физический контакт с этим родным для тебя человеком.

Можно ли нам целоваться и иметь половую жизнь? Но мы пока не знаем, поженимся ли мы в будущем. Taslima, 19 лет.
То, о чем вы рассказываете, никак не стиль жизни верующего человека. Верующий может встречаться и общаться (конечно, в рамках морали и нравственности) только с той (с тем), кого он планирует на роль своей жены (мужа). Если вы пойдете на близкий контакт с ним до женитьбы, то это чревато для вас разочарованием, опустошенностью и проблемами в будущем.

Прелюбодеяние (зина): время искупления вся жизнь


Пророк Мухаммад сказал: «Когда в каком-либо народе появятся непристойность, разврат, прелюбодеяние и это подвергнется широкой огласке, то среди них распространятся чума и болезни, неведомые их предкам». Получается, что Пророк, как будто перейдя временное пространство, смотрел в наше время и извещал о том, что будет. Распутство существовало и раньше, но на сегодня оно приняло массовый характер, превратилось в навязываемый стиль жизни, отложилось в сознании людей как что-то совершенно нормальное и естественное. Пропаганда вседозволенности осуществляется различными методами и способами, так как она — средство неизмеримой прибыли. Пророк предостерегал, что с наступлением такого времени распространятся чума и неведомые ранее болезни. Интересно, что некоторые медики именуют СПИД белой чумой, которая, несмотря на прогресс медицины, науки и техники, до сих пор считается неизлечимой.

И можно с уверенностью сказать, что пока люди отклоняются от пути, очерченного Всевышним, будут появляться еще многие новые, неведомые заболевания.


Атмосфера, повседневно окружающая нас, служит проверкой на прочность веры и духа. У Пророка спросили: «Что больше всего способствует попаданию человека [в категорию] обитателей Ада?» Посланник Всевышнего ответил: «Две части тела: рот (язык) и то, что меж ног» /1/. В другом случае он сказал: «Кто гарантирует мне то, что меж челюстями, и то, что меж ногами [то есть кто гарантирует защиту языка и рта от запретного и сохранность своего целомудрия], тому я гарантирую Рай» /2/.


«[Набожные люди, устремленные к Богу те] кто не поклоняются кому или чему-либо помимо [Единого и Единственного] Бога, не убивают душу [не посягают на жизнь других], которая свята пред Всевышним, кроме как имея на то право [при самообороне или исполнении палачом смертного приговора, вынесенного официальным судом], и не прелюбодействуют.

Кто же совершает это [хотя бы один из трех упомянутых тяжких грехов], тот повстречает соответствующее наказание [в вечности]. Удвоится его наказание в День Суда, и будет он навечно унижен. Исключением явятся лишь те, кто покаялся, уверовал и совершал благие дела [пока душа не покинула тело] — им Всевышний заменит грехи на вознаграждения [ведь они успели компенсировать собственное зло своим же раскаянием и добром]. Он — Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 25:68–70).


«И [даже] не приближайтесь /3/к совершению прелюбодеяния! Поистине, это развратно и является плохим путем [ведущим прямиком в Ад]» (Св. Коран, 17:32).


Передается следующее повествование: "Однажды Сатана собрал своих слуг и воскликнул: «Кто собьет с пути праведности верующего, на того я надену прекрасную корону. Кто из вас будет наиболее ухищренным в соблазне, того я приближу к себе. Первый бесенок, вернувшись с задания, отрапортовал: «Я не отстал от человека, пока он не развелся со своей женою». «Ничего особенного, — сказал Сатана, — он может жениться на другой». Второй, прибежав, радостно воскликнул:

«Я не отстал от человека, пока он не поссорился со своим близким другом!» Сатана ответил: «Ничего значительного. Они могут помириться». А очередной дьяволенок сказал: «Я не оставлял в покое человека, пока он не совершил прелюбодеяние!» Сатана торжествующе воскликнул: «Какое прекрасное дело ты сделал! Ты заслуживаешь приближенности и вознаграждения» /4/.


Наказание для неженатого юноши и незамужней девушки, совершивших данное общественное преступление, — публичная порка, дабы изначально отбить у кого-либо желание совершать подобное социально-пагубное зло: «Прелюбодейка и прелюбодей... Накажите каждого из них ста ударами плетью. Не испытывайте сострадания к ним, исполняя предписанное Богом, если уверовали вы в Господа и Судный День. И пусть группа верующих будет свидетелями приведения наказания в исполнение» (Св. Коран, 24:2). Также для юноши возможна изоляция от общества на год (тюремное заключение), что определяется судебным вердиктом /5/.


Исламские богословы замечали: «Упомянутое в Священном Писании наказание касается тех, кто не состоит и не состоял в браке /6/. Если же женщина замужняя, а мужчина женат, или были таковыми, они заслуживают более сурового наказания. Если данное наказание не будет произведено над ними в этой жизни и они умрут, не покаявшись пред Богом, то наказание ожидает их в Аду». Уточнение богословов основано на достоверных хадисах пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), приведенных в различных сводах /7/.


А вот что говорится насчет греха прелюбодеяния в Библии: «Если же сказанное [мужем обвинение в адрес супруги об отсутствии девственности] будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти; ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя. Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих, и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и так истреби зло от Израиля. Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя» (Втор., 22:20–24).


Для исторического периода, в который был ниспослан Священный Коран, данные положения были скорректированы и выведены Творцом на иной уровень общественной этики и останутся таковыми до Конца Света: если женщина замужняя, а мужчина женат, или были таковыми, то в этом случае они заслуживают смертной казни. Если данное наказание не будет проведено над ними в этой жизни и они умрут, не покаявшись пред Богом, то наказание ожидает их в Аду» /8/.


В Священном Коране подчеркивается и еще один важный социальный аспект: «Прелюбодей [вне зависимости от кратности повторения греха — один раз решает все /9/] не имеет права жениться, кроме как на прелюбодейке или язычнице [именно такой семейный союз самый подходящий для него, то есть ему следует жениться на себе подобной]. Прелюбодейка [хоть раз совершившая по своей воле данное грехопадение] не выходит замуж, кроме как за прелюбодея или язычника [только такой мужчина для нее пара]. И запретно это для верующих. [То есть для не запятнавших, по милости Творца, свою честь подобным грехом предпочтительным будет удалиться от них, не связывать с ними свою судьбу, семейную жизнь]» (Св. Коран, 24:3) /10/. «Этот аят не несет собой категоричный канонический запрет (харам), а больше имеет воспитательный и назидательный характер (строгое порицание), — комментируют его многие мусульманские ученые, — хотя основной и главный практический его смысл заключается в том, что девственница выходит замуж именно за девственника, и наоборот, а юноша либо девушка, потерявшие свое целомудрие, заслуживают себе подобных, что подразумевает всестороннюю совместимость и последующее благополучие совместной жизни. Ведь прошедшие через этот пагубный грех и раскаявшиеся лучше смогут понимать, беречь и ценить друг друга.


Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Не прелюбодействует прелюбодей, оставаясь верующим; не употребляет спиртное пьющий, сохраняя при этом веру; не ворует вор, оставаясь верующим; не грабит или похищает грабитель, сохраняя веру свою. [То есть вера покидает человека]. Однако возможность покаяния у них [у таких людей] есть» /11/. Восстановление веры возможно в случае искреннего раскаяния и покаяния пред Создателем.
«Если совершил человек прелюбодеяние, выходит вера из него и поднимается над головой, как маленькое облачко», — говорил Пророк /12/.


В День Суда люди будут воскрешены и выстроены для спроса за содеянное. Солнце настолько приблизится, что жара станет невыносимой. Некоторые окажутся по уши в поту. Но выделятся семь категорий людей, защищенных от зноя палящего солнца в тени Трона /13/Всевышнего. Одна из категорий — это те мужчины и женщины, которые имели удачную возможность вступить в половую связь с красивым и богатым представителем противоположного пола, но отказались от этого из страха пред Божьим наказанием и возмездием, сказав: «Я боюсь Бога, Господа миров» /14/.

Вопросы по теме


Что по Исламу должна делать девушка, потерявшая девственность, не будучи замужем? Как ей себя вести и как просить прощения у Всевышнего за грехи (как женщинам, так и мужчинам)?
Раскаяться, исправиться, никому об этом не рассказывать и больше никогда не повторять греха, приведшего к этому.
Заключительный посланник Творца призывал: «О люди! Бойтесь прелюбодеяния, ведь оно [наряду со многим другим скверным и вредоносным] имеет шесть характерных особенностей[-последствий] — три в мирской обители и три в вечной: лишает человека великолепия [красоты, чистоты человеческой природы], порождает нищету и сокращает жизнь [количество счастливых, благополучных часов и дней]; вызывает гнев Всевышнего, сделает крайне невыносимым отчет в Судный День и приведет к мучениям в Аду»/15/.


Пока человек жив, он имеет пред Богом полное право и возможность раскаяться, исправиться и подкорректировать свою жизненную стезю, избавившись от того, что побуждает к греху, особенно если это круг друзей и знакомых. «Раскаявшийся в грехе [и сделавший все от него зависящее, чтобы впредь не повторять] подобен тому, на ком этого греха нет [искреннее раскаяние может, милостью Творца, стереть тяжелый и отягощающий след греха]», — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) /16/.


Вы меня извините, что я к вам обращаюсь, я падшая девушка. По происхождению мусульманка, единственная дочка в семье. Мои родители вырастили меня с любовью и всегда доверяли мне и гордились мной.

Но я их подвела... Я встретила мужчину своей национальности, тоже мусульманина. Мы общались, и вроде бы мы себя контролировали, но произошло так, что все-таки совершили прелюбодеяние, и не один раз. Мы искренне любили друг друга и собирались пожениться, но отношение его ко мне стало ухудшаться и теперь он хочет со мной расстаться. Говорит, что мы не подходим друг другу характером. Я в отчаянии. Знаю, что мой жених доверял вашему мнению и руководился только им, я понимаю, что совершила смертельный грех, и я бы понесла за него наказание, но мои родители... Понимаете, я не хочу, чтобы они страдали, они этого не заслужили, это их убьет, я не хочу, чтобы они узнали. У меня сердце разрывается, умоляю вас, помогите мне советом. Что делать? Как попросить молодого человека жениться на мне и стоит ли это делать? Как скрыть от родителей мой позор? Танзиля.
Он доверял моему мнению? Да еще и руководствовался?! В чем? Прелюбодействуя направо и налево и беспощадно разрушая чужую жизнь?! Да такого лишить возможности продолжения рода — и этого еще мало будет. Считаю, что вам следует извлечь урок, успокоиться и, возможно, пообщаться с мамой, что облегчит эмоциональную тяжесть и поможет увидеть будущую перспективу.


Когда мне было 16 лет (я еще учился в школе), нас привезли в Волгоград, чтобы собрать урожай с полей в совхозах. Тогда я еще ничего не знал про Ислам. Мы росли как обычные люди советского времени. Но мы верили, хотя ничего особо не соблюдали. Сейчас, слава Богу, все наоборот.


Меня беспокоит одна моя ошибка, которую я допустил в Волгограде. Когда я был в том совхозе и работал вместе с ребятами, я познакомился с женщиной, она была легкого поведения. У нас с ней был интим. Через три месяца закончился договор с совхозом, мы все уехали обратно домой. Не помню, через сколько, но потом пришло письмо от нее, она писала, что находится в больнице, она беременна, и спрашивала у меня, что ей делать: сделать аборт или оставить ребенка? В то время мне было только 16 лет, и после прочтения письма я пребывал в шоке, я не знал, что мне делать.


Я опасался, что мои родители узнают об этом, и зачеркнул ручкой в ее письме там, где было написано про больницу и про беременность. В общем, моя мама, прочитав письмо, не поняла, что она беременна, и все же поругала меня сильно, сказала, чтобы я не отвечал на ее письмо. После этого я не ответил ей и постарался не вспоминать об этой проблеме... Я даже сейчас не знаю, что она сделала с ребенком, не помню, в каком совхозе мы были.


Я каждый день прошу Бога простить мне мои ошибки, но до сегодняшнего дня я никому не задавал этот вопрос: что делать? И если она от меня забеременела, что мне делать согласно Исламу? С уважением к вам, С., 24 года.
Что делать? Следует (1) жениться на подходящей для вас женщине, возможно, матери-одиночке, (2) завести детей и (3) сделать свою семью счастливой, уделяя им должное внимание, (4) в меру своих возможностей обеспечивая семью и (5) в то же время работая над своими личностными качествами, над интеллектом, физическим телом и состоянием души. Не пропустите ни один из перечисленных пяти пунктов, если вы на самом деле просите Всевышнего о прощении. Кстати, все это — порядочность, эрудированность, внимание — должны присутствовать в вашей жизни до самой смерти, чтобы и намека не было на измены и легкомысленные чувства.


Дерзайте. Если остаток десятилетий жизни пройдет в таком серьезном и взвешенном ритме (а не просто мертвом повторении слов «прошу Бога простить мне мои ошибки»), думаю, появится право претендовать на помилование.


Если у молодых людей есть намерение совершить никях (бракосочетание), но они имели интимные отношения до этого, будут ли их интимные отношения до брака считаться грехом (прелюбодеянием)?
Интимные отношения (половой акт) до брака — это прелюбодеяние, даже если молодые люди собираются стать мужем и женой. Последующая их женитьба, наряду с осознанием греха и покаянием, будет хорошим действием для исправления ошибки и искупления.


Подскажите, пожалуйста, как лучше поступить с точки зрения Ислама в моей ситуации. Мои друзья мусульмане познакомили меня с мусульманином, он предложил мне с ним встречаться, я согласилась. Я начала интересоваться Исламом. Прошел год, месяц назад я приняла Ислам. Теперь я смотрю на наши отношения с другой стороны. Он неоднократно говорил мне о том, что хочет, чтобы мы поженились, но для этого ничего не делает. Когда я приняла Ислам, я ему ничего не сказала об этом, а потом, когда он пригласил приехать к нему, я сказала, что можем встретиться только в общественном месте. Я ношу платок, с трудом мои родители приняли это положение, я научилась читать салят (молитву-намаз). После принятия Ислама я прекратила с ним интимные отношения, попросила его понять меня и не прикасаться ко мне, не обнимать, не целовать, так как поняла, что это харам. Он понял меня и сказал, что я поступила правильно. Мы с ним стали видеться только на улице и разговаривать по телефону. Но есть одна проблема — он иногда пьет, но, напиваясь, начинает звонить мне и оскорблять меня по телефону. Так уже было три раза, и я прощала, потому что мы все ошибаемся.


Я постоянно намекаю ему, что если бы он не пропускал молитвы и посещал мечеть, ему было бы легче, и он действительно стал ходить в мечеть, про молитву я не знаю, так как дома с ним не присутствую в этот момент. Но тем не менее он периодически пьет пиво, вино и говорит: «Это же не водка!» А какая разница: если он все равно пьянеет от двух бутылок пива.


Мне очень дорог этот человек, но если я представлю себя в качестве его жены, как он будет приходить домой пьяным — я не хочу такого. Когда с ним говорим об этой проблеме, он мне отвечает: «Я такой, и меняться не собираюсь! Да, ты говоришь правильно. Но если я захочу пить — я буду пить». Теперь не знаю, стоит ли соглашаться на предложение стать его женой. Он очень дорог мне, но я не хочу мужа, который употребляет алкоголь. Подскажите, как мне быть? И еще: считаюсь ли я прелюбодейкой, если до принятия Ислама я имела сексуальные отношения, но после принятия стараюсь придерживаться всех основ и, естественно, не вступаю даже в какие-то отношения с мужчиной, включая и дружеский разговор. Леся, 19 лет.
К сожалению, таких «мусульман» немало. Еще удивительно, как вы решились принять Ислам, имея в качестве примера такого человека. Теперь духовно вы ступили на ступеньку вверх, а ваш знакомый все опускается и опускается ступенька за ступенькой вниз, разделяя всеобщее деструктивное убеждение, что «горбатого могила исправит». Я не знаю, что вам посоветовать. Не знаю, какие есть положительные качества в этом человеке, возможно, он добр сердцем, благороден в словах, поступках, активен в делах, предусмотрителен на будущее... Хотя если он периодически пьет в молодые годы, значит не за горами серьезная алкоголическая зависимость. Выпивка, интимные отношения с кем попало — все это говорит само за себя. Пришло время снять с глаз розовые очки.


Становление мусульманкой стирает все плохое, что было в прошлом. Жизнь начинается с чистого листа.


У меня есть парень, мы любим друг друга. Он читает намаз, но не всегда. У нас пока нет возможности пожениться. Мой парень хочет жить со мной интимной жизнью, но мы оба знаем, что до свадьбы нельзя. Считается ли грехом иметь интимные отношения до свадьбы и как правильно его убедить в этом?
Да, то, о чем вы спрашиваете, — это страшный и смертельный грех! Вам нужно жениться, получив родительское благословение, став законными мужем и женой через загс и проведя никях (процедуру бракосочетания).
Вы не должны становиться предметом удовлетворения его плоти, что явно унизительно! Необходимо создать семью, со всеми вытекающими из этого обязанностями и ответственностью пред Всевышним и обществом. Вы — люди, а не животные.


У одной известной личности, повидавшей много в этой жизни, есть удивительные строки: «Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит вместе смотреть в одном направлении» /17/. Безусловно, в отношениях мужчины и женщины внешняя привлекательность важна, но первостепенным, на чем зиждется семейная жизнь, являются вечные, нематериальные ценности: красота и богатство внутреннего мира, общее мировоззрение, ощущение жизни, понимание святости супружеских отношений именно внутри семьи, а не «до» или «вне».


До того как начала совершать намаз, я ходила на дискотеку. У меня был парень, с которым я целовалась. Сейчас я кардинально изменила свой образ жизни. Нужно ли рассказать о своем прошлом человеку, который сватается? В половую близость я ни с кем не вступала.
Это («встречались, целовались») — прегрешение, касающееся только вас и не имеющее какого-либо отношения к другим. Никому рассказывать не нужно. Покайтесь пред Господом и забудьте об этом, оставив сюжет из прошлого между собой и Всевышним Творцом. Если произойдет именно так, то очень велика вероятность, что вам будет по милости Аллаха прощено, и ошибка ваша никак не предастся огласке в Судный День. Об этом сказано в хадисе.


До принятия Ислама я вела неправильный образ жизни, у меня не было четких понятий о нравственности и многом другом. Я раскаялась и изменилась. Как еще я могу искупить свою вину пред Богом и дорогими для меня людьми, которые считают, что это невозможно, что я никогда не смогу воспитать нормального ребенка, так как «распутство передается только через мать», и если ребенок появится, то он или его дети будут ущербными? Также родственники мужа уговаривают его на второй брак, давя на самоуважение и самооценку. И сказали, что не признают детей от меня, если они будут. Понимаю, что они хотят ему добра, но что делать мне: (1) жить в ожидании ухода мужа к «желанной» для его родственников женщине или (2) возражать им и бороться за свой брак? Имею ли я право рожать детей и воспитывать их по законам Творца? Хаджар.
Заявление о том, что «распутство передается только через мать», никак не соответствуют мусульманским канонам, нормам и традициям. С точки зрения Ислама грех прелюбодеяния одинаково тяжек и имеет идентичные последствия как для мужчины, так и для женщины. Прелюбодей — распутник, прелюбодейка — распутница. Каждый из них одинаково греховен пред Богом. Если у вашего мужа до брака были интимные отношения с представительницей противоположного пола (хотя бы раз), значит вы та, кто ему нужен, что должно быть понято и принято в том числе и его родственниками.


Если каждый из вас исправился и раскаялся, то никто не в права унижать или напоминать другому о прошлых грехах.

У каждого своих хватает. Адресные обвинения сами по себе скверный и пагубнейший грех. К сожалению, люди, независимо от вероисповедания, видят чужие грехи, будто глядя через лупу, при этом не замечают своих — будь они даже высотой с Эверест, а глубиной в Тихий океан.


Мужчина-прелюбодей не имеет полного права брать в жены целомудренную супругу (см. Св. Коран, 24:3). Самым подходящим для него, раскаявшегося и не повторяющего свои грехи, является взять в жены ту, которая также не имела ранее «моральных устоев», но раскаялась в грехах и навсегда, по милости Всевышнего, изменилась.


«Жить в ожидании» не нужно. Временных браков в Исламе нет. Если стали мужем и женой, то — на всю жизнь. Возможно, что, следуя обычаям, данный мужчина женится на представительнице своей национальности, но ущемлять ваши права, не давать вам рожать и воспитывать детей он, а тем более его родственники, не имеют никакого права. За каждую единицу такого рода притеснений и обид им отвечать по всей строгости пред Господом миров в Судный День (да и в этой жизни тоже).


Вы не единственная с такого рода ситуацией. Трудности, встающие перед вами, психологическое давление со стороны других — искупление ошибок прошлого. Необходимо все это преодолеть через спокойный, уравновешенный подход:

достойно пройдите выпавшее на долю испытание, прислушиваясь к голосу души и не идя на поводу эмоций. Станьте опорой для мужа /18/и докажите делами, что вы счастливы и многого можете добиться сообща — муж, жена и дети, которые у вас родятся. С родственниками следует поддерживать добрые отношения, но где-то и давать понять, чтобы не лезли не в свои дела, а позаботились бы о личном счастье и благополучии, как мирском, так и вечном. Вести дальновидные дипломатические отношения в этом направлении — обязанность вашего мужа, причем не только перед вами, вашими родными, обществом, но и пред Богом. В Коране четко сказано: «...вы [по воле и с благословения Всевышнего] вступили в супружеский союз, и жены взяли с мужей своих серьезный обет (договор) [пред Творцом о супружеской верности, порядочности и надежности]» (см. Св. Коран, 4:21).


Я несколько раз давал себе клятву, что не буду совершать зина (прелюбодеяние), и все же нарушал обещание. На этот раз вновь дал клятву и молюсь, чтобы Всевышний мне простил. Скажите, пожалуйста, простит ли Он мне?
Это ведомо только Всепрощающему и Наказывающему по заслугам Господу миров. Воспитывайте волю и станьте мужчиной, думающим прежде чем сделать и отвечающим за содеянное.


Прошел месяц, как я начала совершать намаз, альхамдулиллях. Но согрешила, дала волю своим желаниям... Конечно же, я молю Бога о прощении грехов, но дело в том, что в душе я не раскаиваюсь в содеянном. Я знаю, что надо просить прощения за содеянное (греховное), но бывает так, что за одни грехи я раскаиваюсь от сердца, а за другие нет (все же молясь о прощении всех грехов). Как бы перевоспитать себя и воспринимать все запретное полностью запретным? Д. М.
Вырабатывать силу воли и понять, что есть запретные вещи, за совершение которых верующий получит «огненное» наказание. Хорошо сказал Уильям Теккерей /19/: «Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу». Это то, что вам нужно для себя уяснить и применить.

/1/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима, Ибн Маджа, аль-Багави и др. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 224, хадис № 476, «хасан сахих».
/2/ Св. х. аль-Бухари. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 546, хадис № 9109, «сахих».
/3/ Не то, чтобы «не прелюбодействуйте», а даже не приближайтесь к этому греху.
/4/ См.: Аз-Захаби Ш. Китаб аль-кябаир. С. 80, хадис № 99
/5/ См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 9. С. 458, 465; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Коран аль-кярим, 1981. Т. 2. С. 580.
/6/ Будь их брак заключенным по светским либо религиозным правилам (традициям, канонам). См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 9. С. 454.
/7/ См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 9. С. 458, 465.
/8/ Данное высказывание основано на десятках хадисов пророка Мухаммада, приведенных в различных сводах достоверных хадисов.
/9/ Духовная составляющая человека деформируется в результате совершенного им прелюбодеяния, подобно появлению горба на спине. Восстановиться поможет лишь прощение Творца и Его милость.
/10/ Существуют комментарии богословов о допустимости брака с теми, кто в свое время оступился, совершив столь пагубный грех, но затем покаялся, раскаялся пред Богом, изменился и больше к этому не возвращался.
/11/ См.: Аз-Захаби Ш. Китаб аль-кябаир. С. 78, хадис № 94; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 743, хадис № 2475; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 743, хадис № 2630.
/12/ См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 46, хадис № 660, «сахих».
/13/ Такое творение Всемилостивого, как Трон, не является тем, на чем восседают, а именно так люди себе и представляют его, читая подстрочные переводы с арабского языка. Он также не имеет ничего общего с царским троном, это — величественное создание Творца, которое по размерам своим больше всех галактик вместе взятых. Сложно вообразить? Да и не стоит, всему свое время.
/14/ ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 285, хадис № 4645, «сахих».
/15/ См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 11. С. 244; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 9. С. 460.
/16/ Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 203, хадис № 3385, «хасан».
/17/ Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944 гг.) — французский писатель и военный летчик.
/18/ Для некоторого раскрытия смысла этих слов советую прослушать сказку «Любящая и любимая жена» из нашего проекта «Сказания и сказки мусульманских народов» на сайте www.umma.ru (Сказки//Азербайджанские сказки//Любящая и любимая жена) или на аудиодисках.
/19/ У. Теккерей (1811–1863 гг.) — английский писатель.