Приготовление к захоронению

Материалы подготовил - Имам Московской мемориальной мечети, богослов - Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др.   http://umma.ru/

Если признаки выхода души из бренного тела налицо /1/, то находящимся рядом необходимо:


— положить покойного на правый бок, лицом в направление к Кибле. Также возможно положить покойного на спину, ногами в направлении к Кибле, слегка приподняв голову. Последний вариант наиболее практикуем и распространен.

В случае тех или иных затруднений, можно оставить покойного в том положении и направлении, которое наиболее оптимально для него;


— опустить веки покойного и молиться за него, прося у Всевышнего возведения его на уровень праведников, прощения его прегрешений и освещения его могилы; /2/


— размять суставы, чтобы они не затвердели;

— положить что-нибудь на живот для предупреждения вздутия;

— повязкой подтянуть челюсть, чтобы она не свисала;

— накрыть тело покойного. /3/


Желательно, чтобы все это было сделано одним из близких родственников, который отнесется к этому внимательно и с должным уважением.


Расходы, связанные с приготовлением похорон должны быть взяты из оставленного им наследства. Если такового нет, то материальные расходы берет на себя обеспечивавшие его материально при жизни. Если и этого нет, — то на государственные органы или отдельных имущих мусульман. Муж берет на себя затраты, связанные с захоронением жены.


Приготовление к захоронению должно быть как можно более скорым. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал:
لاَ يَنْبَغيِ لِجِيفَةِ مُسْلِمٍ أَنْ تُحْبَسَ بَيْنَ ظَهْرَيْ أَهْلِهِ
«Недопустимо удерживать труп мусульманина в кругу семьи [преднамеренно задерживать приготовление его к захоронению и само захоронение] » (хадис от аль-Хусайна ибн Вахваха; св. х. Абу Дауда). /4/Среди трех вещей, которые не терпят отлагательства, Пророк Мухаммад называл погребение покойного с соблюдением необходимых для этого процедур. /5/В то же время ученые отмечают, что поспешать необходимо лишь в том случае, когда очевидны признаки смерти, чтобы не похоронить по ошибке того, кто потерял сознание, находится в коматозном состоянии или впал в летаргию.


Некоторыми богословами оговаривается желательность чтения Священного Корана над телом покойного до начала его омовения. В то же время другие говорят о нежелательности этого. /6/Более осмотрительным будет читать Священный Коран до предположительно окончательного выхода души. Если, например, над умирающим читали суру «Ясин» и до завершения чтения тело уже отпустило душу, то на этом можно остановиться. Однако только Всевышнему ведомо лучшее, и предпочтительнее все же дочитать суру.
Омытие тела покойного
Омытие покойного является обязательным (фард кифая) /7/для тех, кто занимается приготовлением его к захоронению.

Если таковых нет, то для любого мусульманина.


Когда один из мусульман, находясь на горе ‘Арафа рядом с Пророком, упал с верблюда и, оказавшись под его копытами, скончался, Пророк воскликнул: «Вымойте его водою с сидром /8/и заверните в одежду его [ихрам /9/был применен в качестве савана]». /10/


Если говорить о том, кто должен омыть тело покойного или покойной, то ученые-факихи однозначно утверждают, что мужчины должны омывать тела покойных мужчин, а женщины — женщин. Преимущество при омытии тел покойных мужчин имеют те, кто первостепенен в совершении погребальной молитвы над ними /11/, а при омытии женщины — родственники ее. Что же касается мужа и жены, то большая часть богословов говорит, что они могут омыть тело друг друга, на допустимость чего есть свидетельства сподвижников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

И только ученые ханафитского мазхаба говорят о непозволительности этого. /12/


Необходимо, чтобы человек, который будет мыть тело покойного, знал последовательность этого ритуала и был надежен с точки зрения неразглашения тех или иных изъянов, что могут быть увидены на теле покойного и при жизни были скрываемы им.


Сподвижник Пророка Мухаммада Ибн ‘Умар говорил: «Пусть именно надежные люди моют ваших покойников». /13/Сам Пророк Мухаммад говорил: «Кто омоет покойного и сокроет его изъяны, тому будет Божье прощение сорок раз». /14/


Хорошее же и положительное о внешнем состоянии покойного говорить можно и нужно. Пророк призывал: «Говорите о хороших качествах покойных и воздержитесь от [упоминания] их недостатков». /15/


Желательно (мустахаб) для омывающего:


— не мыть покойного под открытым небом;

— никого не приглашать присутствовать, кроме помощника, если есть на то необходимость;

— наполнить помещение благовонным запахом;

— не смотреть на оголенные части тела покойного, кроме как вынужденно;

— не дотрагиваться до тела покойного, кроме как через тряпку /16/. Можно надеть перчатки и мыть тело покойного губкой;

— полностью вымыться (совершить полное омовение, гусль) по завершении омытия тела покойного. /17/


Последовательность мытья /18/тела покойного с учетом всех тонкостей:


1. Положить оголенное и накрытое от пояса до коленей тело /19/на доску;


2. Можно накрыть лицо покойного или покойной полотенцем или каким-либо полотном; /20/


3. Желательно положить покойного на спину, ногами в направлении к Кибле, слегка приподняв голову;


4. Приподнять тело и провести рукой сверху вниз по животу для вывода остатков пищи из кишечника и затем промыть вышедшее обильным количеством воды;


5. Омыть те части тела, которые омываются при совершении малого омовения (вуду’), за исключением полоскания рта и промывания носа. Что касается рта и носа, то их можно и лучше протереть мокрой тряпкой. Проникновение воды внутрь крайне нежелательно; /21/


6. Каким-нибудь благовонным моющим средством вымыть волосяной покров головы; /22/


7. Повернуть покойного на левый бок и омыть мыльной водой правую сторону, пока вода не начнет стекать с левой части тела;


8. Повернуть на правый бок и также помыть с плеч до ног левую часть тела, пока вода не начнет стекать;


9. Затем тело вновь повернуть и облить его в третий /23/раз; /24/


10. Протереть тело сухим полотенцем и нанести благовонное масло или жидкость на голову, бороду, лоб, нос, кисти рук, колени и ступни;


11. Ногти и волосы стричь нельзя, нежелательно. /25/Лучше промыть остатки грязи, что под ногтями; /26/


12. Руки располагаются вдоль туловища.


После этого тело начинают заворачивать в саван.


В то же время необходимо знать обязательный минимум (фард) ритуала омытия тела покойного, на случай нехватки воды, поспешности или отсутствия осведомленности в тонкостях данного процесса: одиножды омыть или облить все тело покойного водой, предварительно смыв вышедшие нечистоты. Без данного минимума предавать земле тело покойного недопустимо. Если тело было похоронено без омовения, то его, если это возможно, раскапывают и омывают. /27/


Специальное намерение перед началом омытия необязательно. Также необязательно, чтобы омывающий был именно мусульманином. Такого мнения придерживается большая часть ученых, среди которых богословы шафиитского /28/и ханафитского мазхабов.


Нужно ли мыть покойного в случае, когда сохранилась только часть тела, например в результате авто- или авиакатастрофы?
Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов считают, что если даже незначительная часть сохранилась, то необходимо ее омыть и совершить над нею погребальную молитву. /29/Имам Абу Ханифа и имам Малик считали, что мытье тела покойного и совершение погребальной молитвы над ним происходит только при наличии большей части тела.

Если имеется меньше половины тела, (например, в результате ампутации) то это предается земле без омытия и без совершения погребальной молитвы. /30/


Если тело покойного не имеет целостности, то лучше сшить его части. Когда какую-то часть пришить невозможно, то после омовения все воедино заворачиваются в саван.


Как быть, когда нет воды для омытия тела покойного или когда состояние тела не позволяет омыть его водою?
В такого рода случаях допускается совершение таяммума /31/. /32/Саван (Кяфян)
Минимальный саван — это когда ткань покрывает все тело покойного одним слоем. Наилучшим же, в соответствии с преданием Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), является: три полотнища для мужчин и пять — для женщин. /33/Лучше, если они будут белого цвета и пропитаны благовонием.


Саван мужчин: первым делом расстилают самое широкое полотнище (лифафа). /34/Затем поверх него стелят еще одно (изар), которым можно полностью обернуть тело от макушки головы и до ступней ног. Затем покойного одевают в рубаху /35/из белого полотна, которая накрывает его от плеч до ступней ног /36/, и кладут тело на расстеленные ткани (лифафа и изар). /37/Сначала накрывают его верхней тканью (изар), так, чтобы та часть ткани, что слева от него осталась под той, что справа от него. После чего заворачивают в просторную и заключительную (лифафа). Канонически допустимо ограничиться только двумя тканями — лифафа и изар. Передаются слова Абу Бакра: «Вымойте вот эти мои две одежды, и пусть они будут для меня саваном». /38/Ограничиваться одним полотнищем (лифафа) допустимо только в вынужденных ситуациях.


Саван женщин: первым делом расстилают самое широкое полотнище (лифафа). Затем поверх него стелят еще одно (изар), которым можно полностью обернуть тело от макушки головы и до ступней ног. Затем покойную одевают в рубаху /39/из белого полотна, которая может накрыть ее от плеч до ступней ног. Волосы покойной заплетают в две косички и опускают по обе стороны на грудь, поверх рубахи. После этого завязывают платок (химар), закрывающий волосяной покров головы и шею. Затем поверх рубахи обвязывают тело еще одним куском ткани /40/в области груди и кладут на расстеленные полотнища (лифафа и изар). /41/Сначала, как и у мужчин, накрывают верхней тканью (изар), так чтобы та часть ткани, что слева от покойной осталась под той, что справа. После чего заворачивают в просторную и заключительную (лифафа).

Канонически допускается ограничиться двумя полотнищами (лифафа и изар) и платком (химар).


Саван ребенка: если ребенок старше семи лет, то его саван подобен савану взрослых. В случае, когда он младше семи, его заворачивают в два основных полотнища.


Саван и мужчин, и женщин перевязывается так, чтобы тело не оголялось. Конец савана у ног можно завязать, направляя в сторону головы, а у головы — направляя в сторону ног. Когда покойного уже положили в могилу, узлы нужно распустить.

/1/ Что касается коматозных или иных затяжных предсмертных состояний, то современные богословы на основе научных исследований дали заключение, что констатация смерти и начало процедур приготовления к захоронению происходит после утвердительного ответа врачей о смерти мозга.

/2/ Хадис от Уммы Саляма; св. х. Муслима. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3, ч. 6, с. 222, хадис № 920. Возможной формой мольбы за умершего при закрытии его глаз могут быть следующие слова: Бисмил-ляяхи ва ‘аля милляти расуулил-лаах. Аллаахумма яссир ‘аляйхи амраху ва саххиль ‘аляйхи ма ба‘даху ва ас‘идху би лика’икя вадж‘аль ма хараджа иляйхи хайран миммаа хараджа ‘анх.
بِسْمِ اللَّهِ وَ عَلَى مِلَّةِ رَسُولِ اللَّهِ ، اَللَّهُمَّ يَسِّرْ عَلَيْهِ أمْرَهُ وَ سَهِّلْ عَلَيْهِ مَا بَعْدَهُ
وَ أَسْعِدْهُ بِلِقَائِكَ وَ اجْعَلْ مَا خَرَجَ إلَيْهِ خَيْرًا مِمَّا خَرَجَ عَنْهُ
«Начинаю именем Господа. С принадлежностью этого человека к последователям Посланника Божьего. О Аллах, дай ему облегчение и легкость в том, что ожидает его. Пусть он будет счастлив. Да будет то, к чему он идет лучше того, откуда он идет».
См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2, с. 193.
/3/ См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2, с. 189, 193; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 5-7.
/4/ См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 26, хадис № 1367.
/5/ «О ‘Али! Есть три вещи, которые нельзя откладывать (которые не терпят отлагательства): молитва, когда наступило ее время; приготовление и погребение покойного; замужество вдовы, когда она найдет подходящего для себя человека» (хадис от ‘Али; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др.). См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 26; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 74, хадис № 171; там же с. 333, хадис № 1076.
/6/ См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2, с. 193, 194.
/7/ Фард кифая — это то, что является обязательным для всех верующих и, при выполнении кем-либо из них, снимается обязанность со всех. Если же оно никем из числа мусульман не совершено, то грех ложиться на всех, проживающих в данной местности.
/8/ Сидр — это лотос. Он применялся в качестве мыла. В современной практике может применяться любое благовонное моющее средство.
/9/ Ихрам — специальное одеяние, надеваемое паломником во время паломничества и символизирующее особое состояние ритуальной чистоты. У мужчин оно состоят из двух белых полотен.
/10/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1, с. 378, хадис № 1265-1268.
/11/ Последовательность следующая: отец покойного, дед, сын, внук, брат, племянник, дядя, двоюродный брат. Более первостепенен религиозно грамотный, чем пожилой.
/12/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 348, 349; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2, с. 198, 199.
/13/ Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]: В 2 т. [б. м.]: ар-Раян ли ат-турас, [б. г.], т. 1, с. 469, хадис № 1461; Ибн Кудама М. Аль-мугни. Т. 3, с. 371. По мнению ученых-мухаддисов данный хадис не имеет высокой степени достоверности, но его смысл является канонически верным.
/14/ См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 615, хадис № 928, «сахих».
/15/ См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002, с. 317, хадис № 1020.
/16/ При омытии половых органов покойного использование тряпки обязательно (ваджиб), а при омытии остальных частей тела — желательно (мустахаб).
/17/ Передается хадис: «Кто вымыл покойного, тот пусть совершит полное омовение (гусль)» (хадис от аль-Мугийры и Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и Ибн Хаббана). См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 535, хадис № 8875, 8876, «хасан»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 462.
/18/ Желательно мыть прохладной водой.
/19/ ‘Аврат покойного должен быть обязательно накрыт, кроме тех случаев, когда это ребенок семи или менее лет. Допускается омытие тела через широкую и просторную рубаху. Достоверно известно, что тело Пророка Мухаммада было омыто одетым в рубаху. Однако ученые говорят, что это касается только самого Пророка, поэтому не расценивается как что-то необходимое для других. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2, с. 195.
‘Аврат — это те части тела, которые, согласно каноническим предписаниям, подлежат обязательному прикрытию. У мужчин — это от пупка и до колена, как перед мужчинами, так и перед женщинами, а у женщин — все тело, кроме лица и кистей рук перед мужчинами и от пупка до колена перед женщинами.
/20/ Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 5-7.
/21/ Человеку, который умер, не достигнув семилетнего возраста, нет необходимости совершать малое омовение (вуду’).
/22/ Что касается причесывания волос покойного, то это допустимо, если есть на то необходимость. Упоминания о некоторой нежелательности встречаются в богословских трудах, но должного обоснования они не имеют. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]: В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.], т. 1, ч. 1, с. 92; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 10.
/23/ Один раз омыть тело — обязательно (фард), а три раза — желательно (сунна).
/24/ Если вдруг в процессе мытья или по завершении его из тела покойного выйдут какие-нибудь нечистоты, то заново мыть тело нет никакой необходимости. Достаточно будет смыть эти нечистоты водой. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2, с. 197; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 11.
Большая часть ученых допускает, а порой говорит о необходимости использования ватных тампонов для блокирования, воспрепятствования выхода из тела покойного каких-либо нечистот или зловония. Также по завершении омытия покойного, с использованием ваты и марли, пропитанных благовонием, можно и нужно сделать повязку, которой стягиваются ягодицы, в форме подгузника. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 469; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 19.
/25/ См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1, ч. 1, с. 92; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 15.
/26/ Если после смерти ногти или волосы были пострижены, то их заворачивают вместе с покойным в саван. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2, с. 198.
/27/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 458.
/28/ См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 8.
/29/ См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 34.
/30/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 458; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2, с. 199.
/31/ Порядок совершения таяммума:
— начать со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим»;
— произнести намерение наличия для покойного ритуальной чистоты;
— легко ударить ладонями по поверхности земли (песка, камня). Возможна пыль и то, что содержит ее;
— один раз протереть ладонями лицо покойного;
— еще раз ударить по земляной поверхности;
— один раз протереть сначала правую, затем левую руки до локтя включительно.
/32/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 458.
/33/ Допускается похоронить человека в его одежде, предварительно помыв ее и почистив. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 473.
/34/ По размеру оно должно быть таким, чтобы тело покойного можно было полностью завернуть и закутать в него с головы до ног включительно.
/35/ Это может быть халат, накидка или просто большой кусок ткани, покрывающий тело от плеч до ступней ног. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1, ч. 1, с. 92; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощи Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995, с. 212; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 17.
/36/ См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1, ч. 1, с. 92.
/37/ Когда тело покойного уже накрыто, из-под ткани вытаскивают полотенце, что покрывало аврат.
/38/ См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1, ч. 1, с. 93.
/39/ Это может быть халат, накидка или что-либо другое, накрывающее тело от плеч до ног.
/40/ Этот кусок ткани называется «хырка» и является для женщин пятым заключительным.
/41/ Когда тело покойной уже накрыто, из-под ткани вытаскивают полотенце, что покрывало аврат.