Развод в порыве гнева

Материалы подготовил - Имам Московской мемориальной мечети, богослов - Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др.   http://umma.ru/

Одна знакомая нам мусульманская семья находится в сложной ситуации. Муж во время семейной ссоры в гневе произнес три раза подряд формулу развода (талак). Может ли он вернуть свою жену?


Что касается случая, когда три развода даются единовременно, то при жизни пророка Мухаммада, затем в период правления Абу Бакра и в течение двух лет правления ‘Умара если муж проговаривал три развода сразу, они засчитывались как один /1/. В реалиях современной религиозной неграмотности полагаю, что данная каноническая практика (засчитывать как один) наиболее приоритетна.
Теперь о гневе. Абсолютное большинство исламских богословов считает, что когда человеком овладевает гнев, в порыве которого он теряет управление над своими действиями, чувствами и словами, то в таком состоянии он не несет ответственности за поступки, клятвы или слова.
Относительно развода в таком состоянии ученые приводят хадис: «Нет развода в закрытости» /2/. «Закрытость» толкуется богословами как состояние, при котором у человека «закрываются двери» понимания, осознания, восприятия того, что окружает его. Например, человека насильственно вынуждают, он лишается рассудка, охвачен гневом или находится в состоянии глубокой депрессии.
Некоторые ученые, среди которых были Ибн Таймийя и Ибн Кайим говорили, что указанием на «открытость» или «закрытость» является «собирался ли мужчина давать жене развод». Если он не собирался, но в пылу эмоций и непреднамеренно проговорил слова развода, то он находился в состоянии «закрытости», то есть слова его не имеют силы и действенности. Величайший имам ханафитского мазхаба Ибн ‘Абидин так же подтверждал, что, «когда человек в порыве гнева начинает путаться в словах и действиях, вести себя неестественно, неадекватно, то его слова и поступки не несут какого-либо смысла, подобно поведению неразумного ребенка, который совершает то или иное неосознанно». С этим мнением и сравнением согласен один из наших современников, богослов Юсуф Кардави. Полезно будет привести слова и Ибн Кайима: «Если человек, после того как успокоился, пожалел о произнесенном в порыве гнева, это значит, что у него не было намерения разводиться», то есть проговоренное им в неадекватном состоянии не принимается, не считается /3/.
Ибн ‘Аббас, за приумножение учености и понимания в вопросах веры которого помолился сам Пророк, сказал: «Развод — через вознамеренность». То есть если у мужа имеется намерение развестись, тогда это засчитывается. Но если это просто эмоциональный всплеск или пустословие, то проговоренные слова развода не имеют последствий, канонически недейственны /4/.

Шамиль, я недавно развелся со своей женой, но теперь хочу вернуть ее обратно. Когда я решил с ней развестись, то приехал в дом к ее отцу и при свидетелях (двоих мужчинах) сказал: «Развожусь с тобой. Развожусь с тобой. Развожусь с тобой». Сейчас же по настоянию родственников я хочу вернуть ее обратно. Возможно ли это? Если да, то что нужно сделать, чтобы вернуть ее обратно? Т.
Единовременный тройной развод можно посчитать как один, а потому если не прошло трех месяцев (с момента, когда вы это озвучили), можно вернуть ее без специальных процедур. Но если они прошли, то придется провести новое бракосочетание и подарить жене новый свадебный подарок.

Мой муж три раза сказал мне «ты разведена» (в тот месяц мы были с ним близки), а затем в этот же день передумал. Мы продолжаем жить как супруги. Скажите, пожалуйста, действителен ли наш развод или нет? Самира.
Можете и дальше продолжать жить вместе, но бросание слов на ветер во взаимоотношениях, особенно внутри семьи, опасно! Пред Богом этим не шутят.

Очень близкий нашей семье человек является второй женой. Около года назад первая жена ее мужа узнала о второй семье и стала устраивать скандалы. Дело дошло до того, что вся его семья поставила его перед выбором: вторая или первая жена. От обоих браков у него были дети. И однажды в отсутствии второй жены, но в присутствии отца второй жены и первой жены он сказал, что разводится со второй женой и проговорил три раза слова развода. Через день же он раскаялся и стал доказывать, что произнесение слов развода в отсутствии жены и в порыве гнева не считаются разводом и даже взял фетву у нашего городского имама, чтобы доказать, что он прав. Таким образом он переубедил ее, и сейчас они живут как и раньше. После этого случая у них родился ребенок. Его первая жена тоже в курсе. Скажите, пожалуйста, правильно ли по Исламу все это? Parv.
Относительно развода в порыве гнева он прав. Иметь две и более жены — случай сложный, но он сам для себя выбрал то, что имеет.
/1/ Свод хадисов имама Муслима. См.: Аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 246, хадис № 850; Ибн Кайим аль-Джавзия. А‘лям аль-муваккы‘ин ‘ан рабб аль-‘алямин. В 4 т. Бейрут: аль-Китаб аль-‘араби, 1996. Т. 3. С. 30, 31. Подробнее по данной теме см.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Калям, 1987. Т. 5. Ч. 10. С. 325–327.
/2/ Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и аль-Хакима. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 585, хадис № 9905, «сахих».
/3/ Ибн Кайим аль-Джавзия. А‘лям аль-муваккы‘ин ‘ан рабб аль-‘алямин. Т. 3. С. 49–51; он же. Т. 4. С. 44, 45.
Подробнее см.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 7. С. 364, 365; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 526–532.
/4/ Свод хадисов имама аль-Бухари. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 10. С. 487, раздел № 11, перед хадисом № 5269; Ибн Кайим аль-Джавзия. А‘лям аль-муваккы‘ин ‘ан рабб аль-‘алямин. Т. 3. С. 50.