Рукъя-заклинания

Материалы подготовил - Имам Московской мемориальной мечети, богослов - Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др.   http://umma.ru/

Что такое заклинание, заговор?


«Рукъя-заклинание — это любые слова, посредством которых получают исцеление от боли, страха, колдовства и наущений Сатаны», — говорил ученый Ибн Дараствейх /1/. «Рукъя — это формулы-амулеты, используемые для больного. Подобно чтению аятов Священного Корана или удалению от зла посредством упоминания имен Всевышнего и Его качеств» — так говорится в толковом словаре арабского языка /2/. Словарь Х. Баранова переводит слово «рукъя» как «заклинание, заговор; чары».

Не является ли заклинание канонически отмененным положением (мансух)? Не является ли это ширком?
Категорически нет. Молитвенные формы-заклинания занимают свое место в наследии пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и применялись им до последних дней жизни. Например, в своде хадисов имама аль-Бухари в главе «Врачевание», в разделе «Заклинания Кораном и сурами, удаляющими от зла» приводятся слова ‘Аиши: «Пророк, находясь в состоянии смертельной болезни, сплевывал на себя, читая удаляющие от зла суры» /3/.
Относительно же того «не ширк ли это», то вопрос больше касается тех, кто видит ширк во всем и вся, кроме себя. Рукъя (заклинания, заговоры) и ширк — это совершенно разные вещи. И если определенные формы первого четко разрешены и применялись лично пророком Мухаммадом, то последнее — ширк, то есть язычество, категорически запретно.

В одних высказываниях Пророка говорится о запретности заклинаний, а в других — о разрешенности?
Именно так. Предлагаю вместе отыскать границы разрешенного и запрещенного в этой области через анализ некоторых хадисов с комментариями ученых по данной теме.

Хадисы разрешающие:


1. Хадис от ‘Аиши: «Пророк, находясь в состоянии смертельной болезни, сплевывал на себя, читая удаляющие от зла суры [под удаляющими от зла подразумеваются последние три суры Корана, то есть «аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас» — комментировали ученые] /4/. Когда же он ослаб, я сама начала сплевывать ему на руки и обтирать ими, используя благодать (баракят) его рук». У аз-Зухри спросили: «Что значит «сплевывал»?» Тот ответил: «Он (Пророк) сплевывал на руки и затем обтирал ими лицо» /5/;
2. Хадис от Абу Са‘ида аль-Худрий: «Группа сподвижников пророка Мухаммада пришла однажды в [незнакомый] арабский район, /6/а им никто не оказал гостеприимства. В замешательстве они находились некоторое время. Вдруг пронеслась весть о том, что главу этого района ужалил скорпион. /7/Перепробовав все возможные средства и не получив результата, местные жители решили обратиться к непринятым гостям с просьбой о помощи. В ответ на это один из сподвижников воскликнул: «Да, клянусь Богом, мы можем вылечить его рукъя-заклинанием! Однако же мы просили у вас принять нас, а вы отказались. Я не буду заговаривать (лечить молитвой) вашего руководителя, пока мы не договоримся о вознаграждении, которое получим». Договорились они о стаде баранов /8/. Один из сподвижников Пророка отправился к главе и стал читать суру «аль-Фатиха» /9/, дуя и сплевывая на место укуса. Довольно быстро этот человек пришел в себя. Состояние его было подобно тому, как если бы он освободился от оков. Он встал и пошел, не ощущая боли. Сподвижникам было передано все то, о чем договорились. Кто-то сказал: «Давайте поделим!» Проговоривший рукъя-заклинание ответил: «Нет. Давайте сначала пойдем к Пророку, расскажем обо всем и посмотрим, что он повелит». Когда пришли к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) и рассказали ему обо всем, посланник Всевышнего спросил у читавшего суру «аль-Фатиха» в качестве заклинания: «Откуда ты узнал, что она (сура «аль-Фатиха») является [наряду с ее смысловым содержанием и многими другими практическими сторонами] рукъя (целительным заклинанием)?» Затем воскликнул: «Вы оказались правы [или в том, что применили ее в качестве формулы-заклинания, или в том, что взяли за это вознаграждение]! Поделите [стадо] между собой и дайте часть мне /10/. [После этого] посланник Божий улыбнулся» /11/;
3. Хадис от дяди Хариджа ибн ас-Сальта: «Мы были рядом с Пророком, а затем отправились в путь. Через какое-то время на пути встретилось арабское поселение. Узнав от кого мы идем, люди воскликнули: «Вы идете от человека, пришедшего с благом [то есть от Пророка]! Один из наших соплеменников сошел с ума, ограничен [невидимыми] оковами. Есть ли у вас лекарство или рукъя-заклинание?» Я [то есть дядя Хариджа ибн ас-Сальта] стал читать ему суру «аль-Фатиха» /12/. Продолжалось это три дня, по утрам и вечерам. На исходе третьего дня человек выздоровел. В качестве благодарности мне дали сто баранов. Я не принял их, пока не спросил у Пророка о разрешенности этого для меня. Посланник Всевышнего ответил: «Ты можешь забрать их [то есть это халяль, разрешено]». [Сподвижник воскликнул:] «Клянусь жизнью! Кто-то может получить вознаграждение за колдовские заклинания, я же получил это за правильные, приносящие выздоровление заклинания» /13/;
4. У пророка Мухаммада однажды спросили: «О посланник Всевышнего! Рукъя-заклинания, которые мы применяем, лекарства, которыми мы лечимся, наша набожность — удаляют ли (защищают ли) они от того, что уже определено Всевышним [удаляет ли от того зла, что постигло нас или может постичь]?» Пророк Мухаммад ответил: «Это все [упомянутое вами] относится к тому, что Бог определил, установил [то есть исцеляет, удаляет и защищает вас по воле Творца. Причем все это изначально Ему известно и проистекает в четком соответствии с Его безграничной осведомленностью] /14/» /15/.
Также есть немало хадисов, в которых упомянуты формы-заклинания, применявшиеся пророком Мухаммадом.

Хадисы запрещающие:


1. Хадис от Ибн Мас‘уда гласит: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) с порицанием (макрух) относился к десяти вещам...» Среди них упоминается «заклинание (заговор) чем-либо помимо последних трех сур». Данный хадис присутствует в сводах Ахмада, Абу Дауда и ан-Насаи. Однако имам аль-Бухари говорил о недостоверности этого хадиса. Имам ат-Табари утверждал: «Данный хадис не может использоваться в качестве аргумента, он не имеет канонической силы, так как передававший его (от Ибн Мас‘уда) неизвестен». Имам Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни говорил: «Даже если предположить, что этот хадис достоверен, он все равно будет отменен (мансух), например, достоверным хадисом о разрешенности рукъя-заклинания первой сурой Корана» /16/;
2. Есть несколько хадисов, в которых упоминается, что Пророк запрещал применение рукъя-заклинаний, видя в некоторых из них проявления язычества. Но когда люди приходили и говорили о своих формах рукъя-заклинаний, ставших причиной защиты или исцеления для них, он (да благословит его Всевышний и приветствует) выслушивал и, если была необходимость, поправлял или в полной мере разрешал, не видя противоречий с верой. Затем восклицал: «Кто из вас в состоянии быть полезным брату своему, тот пусть делает (пусть приносит пользу)!» /17/
3. Есть хадис, в котором говорится, что рукъя-заговоры применимы в случае «сглаза, лихорадки (хумма) и язвы (незаживающая рана, сыпь)». Все исламские богословы, с учетом других достоверных хадисов, давали следующее пояснение: «Это не говорит о том, что заклинания и заговоры ограничены только перечисленными тремя недугами. Упоминание этих недугов в хадисах указывает на то, что они особо вредоносны, и рукъя-заклинание особенно полезно в этих трех случаях» /18/. Имам ан-Навави, например, говорил: «Хадис о том, что Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) разрешил применение рукъя-заклинаний в трех случаях, не ограничивает возможность их применения. Данное утверждение было ответом на вопрос. Если бы спросили о чем-то другом, то было бы разрешение и относительно него. Ведь Пророк разрешал применение рукъя и в других случаях, а также сам применял не только в этих трех» /19/.

Касательно запретов, упоминаемых в отдельных хадисах по этой теме, исламские богословы, с учетом большого количества достоверных хадисов, давали следующие пояснения:


а) запреты действовали на начальном этапе и в качестве профилактики от различных форм язычества;
б) запреты касались тех заклинаний, которые были непонятны по смыслу и содержанию, во избежание непреднамеренного проговаривания языческих формулировок. Что же касается рукъя-заклинаний аятами Корана или оставленными Пророком формулами и молитвами, то это не только разрешено, но и является сунной /20/;
в) возможно также, что посланник Всевышнего запрещал тем людям или группам людей, которые по неграмотности считали, что именно заклинания и заговоры исцеляют их, а не Всевышний Творец /21/.
Ученые-богословы единодушны, что для канонической допустимости (машру‘) применения рукъя-заклинания необходимо наличие трех условий:
а) в тексте заклинания должны присутствовать аяты из Священного Писания, имена Всевышнего или Его качества /22/;
б) они должны читаться на арабском языке или ином, но так, чтобы смысл был понятен /23/;
в) необходимо твердо понимать, что рукъя-заклинание — это всего лишь причина, изъявление стремления освободиться от недуга и своего рода просьба об этом ко Всевышнему, результат же происходит по Его воле и Его велению /24/.

Важное дополнение


Есть два хадиса, которые при подстрочном и не очень тщательно выверенном переводе на русский язык, без необходимого богословского сопоставления с другими хадисами по данной теме, понимаются и трактуются неправильно и ошибочно. Остановимся на этом подробнее.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто просит сделать ему прижигание и просит, чтобы на него почитали рукъя-заклинание, тот чист от таваккуля (умения полагаться на Господа)» /25/. «Конечно, лучше уметь полагаться на Бога (первоначально сделав все, что в наших силах и возможностях), чем просить кого-то о лечебном прижигании или чтении молитв» — скажет прочитавший этот хадис.

Также посланник Всевышнего оповестил: «В Судный День рядом с некоторыми пророками будет только один-два человека, а порой и ни одного. Мне была показана площадь Суда. Я увидел невероятно большое скопление людей и спросил: «Это мои последователи?» В ответ прозвучало: «Нет. Это Муса (Моисей) со своими последователями. Посмотри на ту сторону горизонта, а теперь на другую. Все это огромное количество людей — твои последователи, твоя умма. Из их числа семьдесят тысяч войдут в Рай без спроса [за свои дела] и без наказания. Они те [праведники], которые не верили в плохие предзнаменования и приметы, не просили о прижигании, не просили читать им формулы-заклинания /26/и полагались на Всевышнего [делая от себя зависящее]» /27/.
Некоторые поясняли: «Если человек просит у кого-то чтения на него рукъя-заклинаний для освобождения себя от сглаза, от влияния джиннов или колдовства, то он тем самым выводит себя из списка упомянутых семидесяти тысяч».
Другие сказали: «Данные хадисы касаются тех, кто по каждому поводу обращается за помощью к людям, читающим или пишущим рукъя-заклинания» /28/.

Ибн Асир сделал вывод: «В некоторых хадисах говорится о разрешенности рукъя-заклинаний, в других — о нежелательности или запретности. И тех, и других хадисов немало. Сочетание их и одновременное практическое применение состоят в следующем:
Нежелательным в рукъя-заклинаниях является то, что произносится не на арабском языке и без упоминания имен Всевышнего и качеств Его, а также без упоминания текстов Торы или Библии (то есть упоминание текстов Торы и Библии возможно).
Недопустимым является ожидание помощи от самих талисманов или заклинаний, то есть когда человек начинает полагаться на эти вещи, а не на Всевышнего. Именно это подразумевается в словах Пророка: «кто просит, чтобы на него почитали рукъя-заклинание, тот чист от таваккуля (умения полагаться на Бога /29/)».
Нет какой-либо нежелательности, когда рукъя-заклинания представляют собою (письменное или устное) удаление от различных форм зла посредством чтения коранических аятов, упоминания имен Всевышнего и качеств Его, а также все то, что применялось Пророком, сподвижниками его и учеными.

Что же касается хадисов, в которых говорится, что рукъя-заговоры применимы в случае «сглаза, лихорадки (хумма) и язвы (незаживающая рана, сыпь)», то это не означает, что возможность применения заклинаний и заговоров ограничена только этими тремя недугами. Упоминание этих недугов в хадисах указывает на то, что они особо вредоносны, рукъя-заклинание особенно полезно в этих трех случаях. Ведь пророк Мухаммад неоднократно советовал сподвижникам своим применять рукъя-заклинания в качестве одной из форм лечения, сам лечил таким способом некоторых сподвижников, а также немало слышал о применявшихся ими заклинаниях и не запрещал использование этого» /30/.

Осмелюсь заметить, умение полагаться на Творца — очень высокое чувство, всесторонне обогащающее и трудно сохраняемое. Комментарии были разные, но наиболее вероятно и очевидно, что приведенные хадисы не говорят о недозволенности или нежелательности рукъя-заклинаний, а подчеркивают необходимость высокой степени набожности, когда человек на всех уровнях души, сознания и ощущений полагается на Всевышнего, при этом совершая все, что в его силах, самостоятельно, никого ни о чем не прося.

О применительности и канонической дозволенности (машру‘) рукъя-заклинаний говорили такие великие ученые, как аль-Хасан аль-Басри, Ибрахим ан-Наха‘и, аз-Зухри, ас-Саври, имамы четырех мазхабов — Абу Ханифа, аш-Шафи‘и, Малик, Ахмад ибн Ханбаль и многие-многие другие.

В заключение приведу очень полезные, на мой взгляд, слова имама аль-Хаттаби: «Рукъя-заклинание (заговор), о котором упоминал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) — это то, что состоит из отдельных аятов Корана, формул восхваления и упоминания Всевышнего; то, что проговаривается набожными людьми, имеющими чистые души. Это есть «духовное целительство», которое преобладало во времена благочестивого поколения прошлого. Но когда стало все сложнее и сложнее найти такого рода праведников, люди начали обращать свои взоры на хирургические вмешательства, ограничивать себя физическими законами, тем, что можно «увидеть и потрогать». Действенность духовного целительства становилась все менее эффективной, так как были потеряны смыслы, содержание, суть данной формы целительства, потеряна благодать (баракят) близких ко Всевышнему целителей-заклинателей.

Запретным же в данной области целительства являются заклинания колдунов, тех, кто говорит, что подчинил себе джиннов» /31/.


Если человек занимается целительством, в том числе с помощью чтения Корана или каких-либо молитвенных формул, удаляет ли он себя от беспрепятственного вхождения в Рай по милости Творца? Вычеркивает ли из числа тех семидесяти тысяч, что были упомянуты в хадисе?
Конечно же нет. Человек умело помогает другим, чем заслуживает все большего внимания Всевышнего к себе. Сам пророк Мухаммад делал другим прижигание (о котором упоминается в хадисе о семидесяти тысячах), например, для остановки кровотечения /32/.

Когда проговаривают молитвенные формулы-заклинания, порой дуют на чувствующего недомогание, а иногда даже плюют. Что вернее?
«Дутье (сплевывание, выдыхание) во время или по завершении молитвы-заклинания отличается от сплевывания через левое плечо, когда проснулся от страшного сна /33/. Выдыхание, дутье в случае с заклинаниями — это одна из форм доведения до человека благодатности (баракята) прочитываемых формул, в том числе и той влажностью /34/, что исходит от заклинателя» — говорил величайший имам-мухаддис Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни /35/.

Можно ли идти к целителю-немусульманину, если нет возможности найти мусульманина и знаешь, что именно этот человек лечит такого рода заболевания?
От имама Малика, например, передается, что допустимо (джаваз) читать для мусульманина рукъя-заклинания христианину или иудею, если те используют при этом Священное Писание. В то же время передаются и такие слова имама Малика: «Я с нежелательностью (макрух) отношусь к заклинаниям людей Писания. Мы не знаем, Писанием ли они лечат или колдовством» /36/.
Имам ан-Навави писал: «Праведный халиф Абу Бакр считал допустимым, дозволенным рукъя-заклинания людей Писания. Имам Малик говорил о нежелательности, так как опасался применения ими безбожных, колдовских формул-заклинаний» /37/.
У имама аш-Шафи‘и спросили о допустимости рукъя-заклинаний людей Писания для мусульман. Великий имам ответил: «Да, допускается, если они делают это, используя Священные Писания и упоминая Всевышнего. А чем это можно обосновать? Тем, например, что мы достоверно знаем, как однажды Абу Бакр зашел к ‘Аише, когда она приболела, и увидел у нее иудейку, читающую формулы-заклинания. Он сказал, обращаясь к женщине: «Делай это с использованием молитвенных формул из Священного Писания». Имаму аш-Шафи‘и заметили: «Но мы относимся к этому с опасением». Он ответил: «Почему же? Вы ведь знаете, что сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) не относились к этому с порицанием. Всевышний Аллах разрешил нам их пищу, а также женитьбу на целомудренных христианках и иудейках. Я не думаю, что спрашиваемое вами (допустимость рукъя-заклинаний людей Писания) далеко от этого, если они лечат с использованием текста Священных Писаний» /38/.

 

Какие формулы-заклинания вы посоветовали бы?

Помимо того что было ранее упомянуто /39/, в хадисах приводятся, например, следующие две формулы /40/:
1) Аллаахумма раббан-наас, музхибаль-бэ’с, ишфи анташ-шаафи, шифааэн ляя югаадиру сакама.
Перевод:
«О Аллах! О Господь людей! Ты удаляешь зло (вред, беду). Исцели, ведь истинным Целителем являешься именно Ты. Дай то исцеление, которое полностью уничтожит болезнь».
2) Бисмил-ляяхи аркыыкя мин кулли шейин ю’зиикя, мин шарри кулли нафсин, ва ‘айнин хаасида. Аллааху яшфиикя.
Перевод:
«Именем Аллаха заклинаю тебя от всего, что наносит тебе боль! От зла любой души и завистливых глаз. Всевышний исцелит тебя!» /41//1/ См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 10. С. 87.


/2/ Аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 544, 545. Также см.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 18 т. Бейрут: Ихъя’ ат-турас аль-‘араби, 1993. Т. 5. С. 293, 294.
/3/ См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 399, 400; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1832, хадис № 5735.
/4/ «В то же время это не говорит о том, что только данные суры удаляют от зла, а указывает на то, что эти суры имеют смысловую и сакральную особенность», — уточняли они. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 399; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 11. С. 351, 352.
/5/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1832, хадис № 5735.
/6/ В своде хадисов имама ат-Тирмизи уточняется, что они пришли ночью в количестве тридцати человек и попросили, чтобы их приняли как гостей, но им отказали.
/7/ В своде хадисов имама ат-Тирмизи говорится, что это был именно скорпион.
/8/ В своде хадисов имама ан-Насаи уточняется, что сошлись они на тридцати баранах.
/9/ У ат-Тирмизи говорится, что сура была прочитана семь раз.
/10/ Пророк Мухаммад сказал это, чтобы показать отсутствие какой-либо сомнительности данного вознаграждения. См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 185.
/11/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 671, хадис № 2276; там же. Т. 4. С. 1832, хадис № 5736; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 10. С. 91–93; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 5. С. 214–220; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 2. С. 970, глава № 31, хадис № 15; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 184; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 600, 601, хадисы № 2068, 2069; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 2. Ч. 4. С. 211, хадис № 1528 и др.
Также см.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1833, хадис № 5737; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 11. С. 356, хадис № 5737.
/12/ Имам ан-Навави говорил: «Сура «аль-Фатиха» является рукъя-заклинанием (наряду с другими формами ее благодатности). Поэтому желательно читать эту суру на тех, кого постиг вредоносный, ядовитый укус, а также на любого, страдающего тем или иным недугом». См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 184.
/13/ См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 184, глава № 48, хадис № 141; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-,кари шарх сахих аль-бухари. Т. 10. С. 92.
/14/ Подробнее о предопределении читайте: Аляутдинов Ш. Потусторонние миры.
/15/ См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 601, хадис № 2070, «хасан сахих».
/16/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 11. С. 352.
/17/ См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 177, глава № 48, хадис № 115, 117; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 969, 970, глава № 31, хадисы № 13, 14.
/18/ См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 178.
/19/ См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 177.
/20/ То есть применялось лично самим пророком Мухаммадом и поэтому желательно.
/21/ См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 14. С. 169; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 177.
/22/ В рукъя-заклинаниях могут упоминаться не только аяты, имена Всевышнего или те формулы, что упомянуты в хадисах. Можно проговаривать и иные слова на родном языке. Главное, чтобы они имели благой смысл и не входили в противоречие с основами веры. См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 178.
/23/ Одно из ярких отличий сатанинского колдовства, которое категорически запретно, от целительного рукъя-заклинания, являющегося разрешенным и полезным по воле Творца, заключается в том, что в колдовской практике применяются странные формы или используются отдельные слова, отсутствующие в языке людей, непереводимые.
/24/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11. С. 352.
/25/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 518, хадис № 8507, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 598, хадис № 2060.
/26/ Правильность перевода «просит сделать ему прижигание и просит, чтобы на него почитали рукъя-заклинание» в первом хадисе и «не просили о прижигании, не просили читать им формулы-заклинания» — во втором сверена с филологическими пояснениями по данным хадисам. См. например: Аль-‘Усеймин М. Шарх рияд ас-салихин [Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 7 т. Ар-Рияд: аль-Ватан, 1995. Т. 2. С. 509.
/27/ Полный текст хадиса см.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1825, хадисы № 5705, 5752; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 379; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 11. С. 303, 371.
/28/ См., например: Аль-‘Усеймин М. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 512.
/29/ Верующие полагаются на Всевышнего, прилагая собственные усилия. То есть делают все, что в их силах и возможностях, а за результат не беспокоятся, уповая на Аллаха, Господа миров.
/30/ См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 380, 381; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 14. С. 169; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 186, 187; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 2. Ч. 4. С. 209, 210, хадис № 1524.
/31/ См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 403.
/32/ См., например: Аль-‘Усеймин М. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 512–513. Подробнее см. в пояснениях ранее.
/33/ Пророк Мухаммад говорил: «Если увидит человек во сне что-то хорошее и желанное, то пусть возблагодарит Всевышнего и никому не рассказывает об этом, кроме тех, кого любит, уважает. А если увидит что-то порицаемое и нежеланное, то пусть скажет: «А‘узу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиими ва мин шаррихь» (Ищу прибежища у Аллаха от Сатаны и зла его) и сплюнет трижды через левое плечо.
Здесь «сплюнуть» имеется в виду воздухом, а не слюною. Данное действие символизирует пренебрежительное отношение к козням Дьявола и удаление от себя сатанинской скверны (влияния). См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20. С. 10, 11; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 14. С. 396; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 573, хадис № 842.
Подробнее о снах см. в материале «Сон — канал связи и приема информации (о снах вообще и о вещем сне в частности)» в книге Ш. Аляутдинова «Потусторонние миры».
/34/ Лечащий молитвенными формулами не станет плевать на больного, но попадание частичек слюны или капель воды при резком выдыхании или, например, в случае с психически или морально тяжело больным возможно.
/35/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 14. С. 396. Также см.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 400.
/36/ См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 400; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 181.
/37/ См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 14. С. 169.
/38/ См.: Аш-Шафи‘и М. Аль-умм [Основа]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1990. Т. 7. С. 241.
/39/ Например, сура «аль-Фатиха», три последние суры Священного Корана.
/40/ Также см. в темах «Сглаз» и «Колдовство».
/41/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1473.