Сглаз

Материалы подготовил - Имам Московской мемориальной мечети, богослов - Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др.   http://umma.ru/

Сглаз — это нанесение вреда недобрым взглядом, приносящим неблагополучие, беду. Например, человек восхищается тем, что видит, а созерцаемое в свою очередь получает отрицательный импульс, частично или полностью теряет то, чем восхитились. Некоторые говорили: «Сглаз — это когда ядовитая сила выходит из глаз одного и попадает в глаза другого, отравляя его». Ибн аль-Джавзи считал: «Сглаз может произойти в результате сильного восхищения чем-то, зависти, а также если смотрящий таит в себе желание принести вред, словно он ядовитое насекомое».
Данный вопрос многократно упоминается в хадисах:

•Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Сглаз [действенность сглаза] — это «аль-хакк» [не выдумка, а на самом деле реальность]» /1/.
•Пророк Мухаммад в повелительной форме говорил [порой] своей супруге ‘Аише о необходимости найти человека, который снимает сглаз (посредством рукъя-заклинания заговаривает от сглаза) /2/.
•Асма’, дочь ‘Умэйса, спросила у Пророка: «О посланник Всевышнего! Дети Джа‘фара очень восприимчивы к сглазу. Могу ли я попросить человека о рукъя-заклинании для них?» Пророк ответил: «Да [можешь]. Если что-то могло бы опередить волю и всезнание Творца, то это был бы сглаз». Этими словами Пророк подчеркнул значительную действенность сглаза /3/.
•‘Аиша передала: «Когда Пророк жаловался на самочувствие, к нему приходил ангел Джабраил (Гавриил) и читал: «Именем Аллаха заклинаю тебя. Он исцелит тебя и вылечит от всех болезней. [Удалит, освободит] от зла завистника, от зла всех, кто может сглазить» /4/.
•Умму Саляма рассказывала, как однажды Пророк, увидев в ее доме женщину с темным пятном на лице /5/, воскликнул: «Найдите человека, который снимет сглаз (заговорит от сглаза)! Ее сглазили» /6/.
Имам аль-Хаттаби говорил: «Рукъя-заклинание (заговор), о котором упоминал Пророк, — это то, что состоит из отдельных аятов Корана, формул восхваления и упоминания Всевышнего; то, что проговаривается набожными людьми, имеющими чистые души. Это есть «духовное целительство», которое преобладало во времена благочестивого поколения прошлого. Но когда стало все сложнее и сложнее найти такого рода праведников, люди начали обращать свои взоры на хирургические вмешательства, ограничивать себя физическими законами, тем, что можно «увидеть и потрогать». Действенность духовного целительства становилась все менее эффективной, так как были потеряны смысл, содержание, суть данной формы целительства, потеряна благодать (баракят) близких ко Всевышнему целителей-заклинателей.
Запретным же в данной области целительства являются заклинания колдунов, тех, кто говорит, что подчинил себе джиннов» /7/.

Истина в вопросе сглаза состоит в том, что «Всевышний, при взгляде одного человека на другого с восхищением или, например, с завистью, превращает воздействие такого взгляда в форму последующего недуга или плохого самочувствия последнего. Это воздействие может быть изначально отражено посредством произнесения формулы удаления себя от зла с помощью Всевышнего (аль-исти‘аза) /8/или иным способом. А когда отрицательное влияние сглаза уже произошло, то, например, через проговаривание рукъя-заклинаний, купание (совершение омовения) или что-то иное». Кроме того, исламские ученые утверждали: «Творец установил закономерности присутствия в телах и душах различного рода сил и возможностей, зачастую скрытых. К примеру, услышав в свой адрес похвалу, человек может покраснеть, в момент испуга — побледнеть. Некоторые очень легко поддаются воздействию сглаза и практически сразу начинают чувствовать недомогание. Все это происходит в результате определенных закономерностей, заложенных Творцом в душах. А так как большая часть внешних воздействий на уровне душ происходит посредством глаз /9/, то эти процессы были названы сглазом, хотя глаз как человеческий орган влияния не имеет. Он всего лишь проводник процессов, происходящих на духовном уровне. В свою очередь души по силе влияния и восприимчивости значительно отличаются друг от друга.

Сущность сглаза в том, что воздействие происходит по воле Творца. Оно не ограничено телесным соприкосновением, может произойти через взгляд или душевный настрой, формулы-заклинания, а порой и в результате воображения, фантазии. Тот, кто имеет сильное воздействие взглядом, пускает «ядовитые стрелы» на уровне души, в пространстве духовного общения. И если такая стрела настигает тело того, душа которого не защищена от внешних воздействий, то происходит сглаз. В то же время, если человек имеет определенные формы защиты, то «стрела» может быть отражена и даже возвращена к тому, кто ее «выпустил» /10/.

У некоторых народов порой встречается интересная житейская практика: на входе в прекрасный дом или великолепный сад они устанавливают что-то наподобие чучела, например, голову хищника. То есть что-то страшноватое, привлекающее взор и лишающее внешний вид (облик, убранство) идеальности, подобно небольшой чернильной кляксе на белоснежном листе. Для самого же хозяина эта «клякса» также полезна, ведь она напоминает ему, что все прекрасное от Бога /11/, только Ему, Всевышнему, присуще полное совершенство. Человек категорически не должен идеализировать и преувеличивать свои возможности, иначе он быстро может быть лишен того, что временно приобрел. Если верующий хорошо это понимает и никогда не теряет из виду эту мысль, то он практически на сто процентов, по милости Всевышнего, защищен от сглаза.
Слышал, что если сглазят, то одним из способов освобождения себя от этого воздействия является совершение полного омовения (гусль). Так ли это? Имеется ли обоснование в Сунне?
Расскажите о том, как помочь тому, кого сглазили?
В своде имама Абу Дауда приводится хадис: «Сглазившему приказывали совершить омовение, а затем этой водой обливали того, кого сглазили» /12/.

В сводах хадисов имама Малика и имама Ахмада имеется более подробное объяснение через описание реальной ситуации, произошедшей при жизни пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Действующими лицами были Сахль ибн Хунэйф и ‘Амир ибн Раби‘а. Сахль обладал хорошим телосложением и необычайно светлой для арабов кожей. Когда он, находясь в пути вместе с Пророком, решил облиться и оголил значительную часть тела, ‘Амир, увидевший его, восхищенно воскликнул: «Никогда не видел такой прекрасной кожи!» В тот же час Сахль резко ослаб и почувствовал недомогание. Пророка Мухаммада оповестили о слабости Сахля, добавив, что он не сможет идти дальше. Пророк пришел к Сахлю и, узнав о восхищении ‘Амира, воскликнул: «За что некоторые из вас убивают братьев своих [сглазом и завистью]? Почему ты, ‘Амир, к своим словам не добавил мольбу о баракяте (Божественной благодати) для Сахля? Омойся!» ‘Амир омыл лицо, кисти рук, локти, колени, ступни ног и содержимое штанов /13/, так, что вода стекала в посудину, из которой он черпал воду. Затем собранную воду вылили на Сахля (на того, кого сглазили) со спины, а посудину, перевернув, положили на землю. Сразу после этого самочувствие Сахля восстановилось, и он продолжил путь вместе со всеми /14/.

Форма совершения омовения описывается, с некоторыми отличиями, следующим образом: приносят небольшую посудину с водой (примерно два литра воды), которую не опускают на землю, а держат на весу. Сглазивший полоскает рот водой из нее и выливает туда же. Затем умывает лицо над посудиной. Далее левой рукой набирает воду и обливает правую кисть, и наоборот. Потом левой рукой набирает воду и обливает правый локоть, и наоборот, после чего обливает правую ступню, вслед за которой — левую. После этого — правое и левое колено. Также — область пояса. И вся вода должна стечь в посудину. Когда процедура омовения завершена, тот, кто держит тазик или сосуд, встав за спиной того, кого сглазили, одним махом выливает эту воду на него сверху вниз (на голову и спину). Затем, все еще стоя за его спиной, опрокидывает посудину на землю /15/.

Ибн Кайим интересно заметил: «Кто не верит в такого рода форму снятия сглаза или сомневается, говоря: «Попробую, авось поможет», тот не получит от процедуры ожидаемого эффекта».
Ученые-богословы говорили, что понять разумом описанный процесс невозможно. И не надо стараться это сделать. В жизни имеется огромное количество вещей, которые не поддаются логике. Даже если кто-то и пытается их расшифровать посредством научных исследований или открытий, это только предположения, попытка анализа закономерностей.
Существует обычай побуждения сглазившего щедро одарить (угостить) того, кто пострадал от сглаза /16/.

Упомянутое касается случаев, когда сглаз явен и негативные процессы уже налицо. В то же время есть некоторый спектр действий и формул-защит, которые применяются для изначального предотвращения пагубного влияния сглаза.

В сводах хадисов приводятся, например, следующие слова Пророка: «Если кому-то понравилось что-то в нем самом, в собственном имуществе или в другом человеке, то пусть помолится за благодатность (баракят) этого. Воистину, сглаз [действенность сглаза] — это «аль-хакк» [не выдумка, а на самом деле реальность]» /17/. Данный хадис указывает на то, что сглаз не возымеет отрицательных последствий, действенность его аннулируется, если будут проговорены слова мольбы-ду‘а о баракяте /18/. Поэтому обязательным является произнесение данных слов-мольбы в адрес всего того, что понравилось или приятно удивило. Это станет рукъя-заклинанием от предположительного вреда.

У имама аль-Барраза есть следующее высказывание: «Если кому-то что-то понравилось и приятно удивило его, восхитило, то пусть скажет: «Ма ша’ал-лах, ля куввата илля бил-ляхь» /19/. Тогда это [удивление] не навредит».
Также богословы замечали, что «сглазить может и хороший человек, даже праведник» /20/.

В заключение темы полезно будет привести еще один хадис. Сподвижник пророка Мухаммада Сухайль передал: «В дни Хунайна Пророк как-то необычно что-то читал после утренней молитвы. Мы осмелились спросить: «О посланник Всевышнего! Мы видим движение твоих губ, ты читаешь нечто дополнительное?» Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, в прошедшие времена был один пророк, который однажды восхитился многочисленностью своих последователей. С его уст сошли такие слова: «Никто и никогда не осмелится тягаться с моими последователями силой и числом». Через некоторое время ему пришло Откровение от Бога: «У твоих последователей есть право выбрать одно из трех: или Мы предоставим власть над ними их врагам, которые ни во что их не будут ставить, или голод, или нашлем на вас смерть [в том или ином обличье]. Посоветуйся со своими последователями». Пророк пересказал Божье послание верующим, и они ответили: «Ты — человек, которого избрал Всевышний для проповеди нам. Мы передаем тебе право принятия решения по этому вопросу». Он совершил дополнительную молитву и по завершении ее обратился к людям: «Что касается врага [ведь уже известно, что он поработит нас, будет унижать и притеснять], то мы не сможем выстоять. Голод — мы не сможем вытерпеть. Остается смерть». Их постигла смерть, и за три дня умерло семьдесят тысяч человек...» — завершил пророк Мухаммад. "Движение губ — это мольба моя к Богу о том, что сколь бы многочисленны мы ни были, достигнуть желанного мы сможем только с Его помощью» /21/.

Рукъя-заклинания для исцеления от сглаза
Зейнаб, супруга Ибн Мас‘уда, сподвижника пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), как-то пожаловалась своему мужу, являвшемуся одним из наиболее образованных в религиозных вопросах: «Однажды на улице на меня посмотрел человек. С тех пор у меня текут слезы из того глаза, что был ближе к нему. Когда я проговариваю рукъя-заклинание, все нормализуется, но через некоторое время опять возобновляется». Ибн Мас‘уд сказал: «Проделки Сатаны. Когда ты обращаешь на это внимание [думаешь об этом], он тычет пальцем тебе в глаз. Сделай так, как делал пророк Мухаммад: брызгай водою в глаза (в лицо, то есть обливай водою лицо), говоря: Азхибиль-бэ’с, раббан-наас, ишфи, анташ-шаафи, ляя шифа’а илляя шифааукь, шифааэн ля югаадиру сакама».
Перевод: «О Господь людей! Удали зло (вред, беду). Исцели, ведь истинным Целителем являешься именно Ты. Нет другого [настоящего] исцеления. Дай то исцеление, которое полностью уничтожит болезнь» /22/.

Более полная форма /23/:

Фа ин аамануу би мисли маа аамантум бихи факадих-тадав, ва ин тавалляв фа иннамаа хум фии шикаак, фа саякфиикяхумул-лааху ва хувас-самии‘уль-‘алиим (см. Св. Корана, 2:137);

Ам яхсудуунан-нааса ‘аляя маа аатаахумул-лааху мин фадлихь, факад аатайнаа ааля ибраахиималь-китааба валь-хикмата ва аатайнаахум-мулькян ‘азыыма (см. Св. Коран, 4:54);

Ва ляв ляя из дахальта джаннатакя культа маа шаа-алла, ля куввата илляя бил-ляяхь, ин тарани ана акалля минкя мааляв-ва валяда (см. Св. Коран, 18:39);

Яя кавманаа, аджиибу даа‘иял-лаахи ва ааминуу бихи ягфир лякум мин зунуубикум ва юджиркум мин ‘азаабин алиим (см. Св. Коран, 46:31);

Ва ийякяядул-лязийна кяфяруу ляюзликуунакя би абсоорихим ляммаа сами‘уз-зикра ва якуулююна иннаху лямаджнун, ва маа хува илляя зикрул-лиль‘аалямиин (см. Св. Коран, 68:51, 52).
Эти последние строки необходимо повторить семь раз;

Куль хува-ллааху ахад. Аллаахус-сомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад (см. Св. Коран, 112);

Куль а‘уузу би раббиль-фаляк. Мин шарри маа халяк. Ва мин шарри гаасикын иза вакаб. Ва мин шарри ннаффаассати филь-‘укад. Ва мин шарри хаасидин иза хасад (см. Св. Коран, 113);

Куль а‘уузу би раббин-наас. Мааликин-наас. Иляяхин-наас. Мин шарриль-васваасиль-ханнаас. Аллязии ювасвису фии судуурин-наас. Миналь-джиннати ван-наас (см. Св. Коран, 114).
Последние три суры необходимо повторить семь раз.

Также для снятия сглаза может быть полезно чтение азана /24/.

/1/ См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 14. С. 170, 171, хадис № 2188; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 11. С. 111, хадисы № 4041, 4042.
/2/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1833, хадис № 5738; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 403; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 11. С. 357, хадис № 5738.
/3/ См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 599, 600, хадис № 2064; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 11. С. 362.
/4/ См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 14. С. 170, хадис № 2185, а также смотрите хадис № 2186.
/5/ В тексте хадиса употреблено слово «саф‘а» (может читаться как «суф‘а»), которое переводится как «бледность» и «почернение лица», то есть, возможно, «нездоровый цвет лица».
/6/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1833, хадисы № 5739; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 403; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 11. С. 357, хадис № 5739.
/7/ См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 403.
/8/ Например, посредством чтения последних двух сур Св. Корана (№ 113 и № 114).
/9/ Недаром говорят, что глаза — это зеркало души. Психологи уже давно выяснили, что при первом взгляде на любого человека мы смотрим сначала в его глаза. Здесь мы останавливаемся на долю секунды, затем перебегаем на выражение губ (это второй объект нашего внимания) и т. д. То есть из выражения глаз мы получаем от человека большую информацию о нем самом и его возможных намерениях.
/10/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11. С. 358.
/11/ «Благое, постигающее тебя [о человек], — от Всевышнего» (см. Св. Коран, 4:79).
/12/ См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 2. Ч. 4. С. 8, хадис № 3880; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 404.
/13/ Эти слова получили разные комментарии. В общем, понимается, что это область пояса, бедер.
/14/ См.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 716, 717, хадисы № 1746, 1747; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 189, 190, глава № 48, хадис № 155; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 11. С. 111, 112, хадис № 4043, 4044.
/15/ См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 14. С. 172, 173; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 405; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 11. С. 362–364.
/16/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 11. С. 362; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 14. С. 172.
/17/ Хадис от ‘Амира ибн Раби‘а; св. х. ан-Насаи. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 404. Также см.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 190, глава № 48, хадис № 156.
/18/ Например, слова اللهم بارك فيه «Аллаахумма, баарик фиихь» (О Господи, заложи благодать Свою в этом!) или تبارك الله أحسن الخالقين «Табааракял-лааху ахсануль-хааликыын».
/19/ ما شاء الله لا قوة إلا بالله «Маа шаа’ал-лаах, ляя куввата илля бил-ляяхь» (Это хорошее, прекрасное пожелал сам Всевышний. Истинная сила принадлежит только Ему).
/20/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 11. С. 364.
/21/ См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати) Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 190, 191, глава № 48, хадис № 157.
/22/ См.: Аль-муснад аль-джами‘ [Многотомная энциклопедия, вобравшая в себя более двенадцати сводов хадисов]. В 20 т. Бейрут: аль-Джиль, 1993. Т. 12. С. 45, 46, хадис № 9188; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 17. С. 467, хадис № 1061–7048.
/23/ Безусловно, данная подборка аятов не является единственной. Для снятия сглаза возможно использование и других аятов или молитв-ду‘а.
/24/ Текст азана см.: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству, 6-е изд. С. 134, 135.