Шейх уль-Ислам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909 — 974 гг. х) о Мавлиде

وسئل نفع الله به: عن حكم الموالد والأذكار التي يفعلها كثير من الناس في هذا الزمان هل هي سنة أم فضيلة أم بدعة؟ فإن قلتم إنها فضيلة فهل ورد في فضلها أثر عن السلف أو شيء من الأخبار، وهل الاجتماع للبدعة المباح جائز أم لا؟ وهل إذا كان يحصل بسببها أو سبب صلاة التراويح اختلاط واجتماع بين النساء والرجال ويحصل مع ذلك مؤانسة ومحادثة ومعاطاة غير مرضية شرعا، وقاعدة الشرع مهما رجحت المفسدة حرمت المصلحة، وصلاة التراويح سنة، ويحصل بسببها هذه الأسباب المذكورة فهل يمنع الناس من فعلها أم لا يضر ذلك؟

Шейх уль-Ислам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909 — 974 гг. х) был спрошен о шариатском постановлении относительно мавлида и [собраний для] поминания Аллаха, которые практикуются многими людьми в это время. Является ли это сунной, добродетелью или нововведением? Если вы скажете, что это добродетель, то упоминают ли о его достоинстве праведные предшественники или хадисы? И дозволены собрания по поводу разрешённого нововведения или нет? Запрещается ли людям собираться для проведения этих мероприятий или совершения молитвы таравих, которая является сунной, если произойдёт смешение полов, а вместе с этим – разговоры и взаимоотношения между мужчинами и женщинами, которые не дозволены шариатом, в то время как шариатское правило гласит: «Пока вред в каком-либо деле преобладает над пользой, совершение этого запрещено»?

فأجاب بقوله: الموالد والأذكار التي تفعل عندنا أكثرها مشتمل على خير، كصدقة، وذكر، وصلاة وسلام على رسول الله صلى الله عليه وسلم ومدحه، وعلى شر بل شرور لو لم يكن منها إلا رؤية النساء للرجال الأجانب، وبعضها ليس فيها شر لكنه قليل نادر، ولا شك أن القسم الأول ممنوع للقاعدة المشهورة المقررة أن درء المفاسد مقدم على جلب المصالح، فمن علم وقوع شيء من الشر فيما يفعله من ذلك فهو عاص آثم، وبفرض أنه عمل في ذلك خيرا، فربما خيره لا يساوي شره ألا ترى أن الشارع صلى الله عليه وسلم اكتفى من الخير بما تيسر وفطم عن جميع أنواع الشر حيث قال: «إذا أمرتكم بأمر فأتوا منه ما استطعتم، وإذا نهيتكم عن شيء فاجتنبوه» فتأمله تعلم ما قررته من أن الشر وإن قل لا يرخص في شيء منه، والخير يكتفى منه بما تيسر. والقسم الثاني سنة تشمله الأحاديث الواردة في الأذكار المخصوصة والعامة. كقوله صلى الله عليه وسلم: «لا يقعد قوم يذكرون الله تعالى إلا حفتهم الملائكة، وغشيتهم الرحمة، ونزلت عليهم السكينة، وذكرهم الله تعالى فيمن عنده» رواه مسلم. وروى أيضا أنه صلى الله عليه وسلم قال لقوم جلسوا يذكرون الله تعالى ويحمدونه على أن هداهم للإسلام «أتاني جبريل عليه الصلاة والسلام فأخبرني أن الله تعالى يباهي بكم الملائكة» وفي الحديثين أوضح دليل على فضل الاجتماع على الخير والجلوس له، وأن الجالسين على خير كذلك، يباهي الله بهم الملائكة، وتنزل عليهم السكينة وتغشاهم الرحمة، ويذكرهم الله تعالى بالثناء عليهم بين الملائكة فأي فضائل أجل من هذه؟

Он ответил следующим образом: «Мавлиды и [собрания для] поминания Аллаха, которые практикуют у нас, в большинстве своём заключают в себе как благо, например, милостыню, поминание Аллаха, благословение Пророка и его возвеличивание; так и скверные поступки, даже если на них не происходит ничего, кроме лицезрения женщин посторонними мужчинами.

На некоторых собраниях не совершают скверных поступков, но таковых мало. Нет сомнений, что в первом случае всё это запрещено, потому что известное правило гласит: «Устранение вреда предпочтительней, чем привлечение пользы». Тот, кто знает, что его действия повлекут за собой вред, станет грешником, если совершит их.

Даже если предположить, что он совершит при этом и благой поступок, то, возможно, он не будет равен скверному поступку. Разве ты не знаешь, что законодатель (Пророк) (да благословит его Аллах и приветствует) довольствовался в благих поступках только тем, что ему удавалось, и отстранялся от всех видов плохих поступков, говоря: «Если я велю вам что-либо, то делайте это по мере своих возможностей, если же я вам запрещу что-либо, то сторонитесь этого» (Муслим).

Если ты обратишь на это внимание, то поймёшь моё решение о том, что любое зло, каким бы малым оно ни было, не оправдывает это действие, а при совершении благого дела достаточно того минимума, который не затруднит человека.

Второй случай [когда в собраниях не присутствует ничего из запретного] – это сунна. О нём говорят хадисы, дошедшие до нас относительно поминания Аллаха – и общие, и частные.

Например, слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто бы ни собрался для поминания Аллаха, этих людей окружат ангелы, их покроет милость, на них снизойдёт спокойствие, и Всевышний Аллах упомянет их в высшем обществе«. (Муслим).

Передаётся также, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал людям, которые сидели и поминали Аллаха, восхваляли Его за то, что Он привёл их в Ислам: «Ко мне явился Джибриль (мир ему) и сообщил мне, что Аллах хвалится вами перед ангелами«. (Муслим)

В этих двух хадисах имеется самый ясный довод в пользу достоинства благих собраний и сидении для него, и что сидящие также пребывают во благе, а Аллах хвалится ими перед ангелами. К ним нисходит добродетель, их накрывает милость, а Аллах восхваляет их среди ангелов, так какое же благо лучше этого?».

(Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Аль-Фатава аль-Хадисийя», стр. 320)