Скрытый и гражданский брак

Материалы подготовил - Имам Московской мемориальной мечети, богослов - Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др.   http://umma.ru/

Скрытый брак


«...Разрешено вам жениться на благочестивых из числа мусульманок и благочестивых из числа женщин людей Писания (христианках и иудейках), если вы передали им [ценный] свадебный подарок [в качестве безвозмездного дара], желая жениться на них [ощущая ответственность перед созданием семьи на всю оставшуюся жизнь], а не временно увлекаясь (не для разврата) и не беря их в качестве подруг. Кто отвергает веру, отказывается от нее [от ее основ, постулатов, от Божьих установлений], а до этого был ее носителем, благие дела того [в итоге] теряют всю свою значимость (они тщетны). В Судный День он будет из числа проигравших (потерпевших крах) [если до смерти так и не успеет раскаяться и исправиться]» (Св. Коран, 5:5).

Для канонической полноценности брака необходимо, чтобы о нем стало известно в обществе, в кругу родных, близких, друзей. В крупных городах, к сожалению, порой встречаются случаи, когда люди, решив хоть как-то легализовать свои приватные отношения, направляются в мечеть, прихватив двух свидетелей «с улицы» (то есть незнакомых или малознакомых им лиц) для того, чтобы их как бы сочетали браком по религиозным канонам. После чего начинают жить «полноценной» супружеской жизнью. За редким исключением такие браки противоречат мусульманской культуре, морали и этике. Даже если желающие заключить подобный «священный союз» скажут, что имеют двух необходимых свидетелей, мы вправе спросить их: кто эти невольные свидетели? Где их потом искать, случись что? И где отец невесты или, по крайней мере, опекун?

В современных реалиях такого рода браки чаще представляют собой фикцию, ширму, скрывающую настоящее намерение брачующихся (зачастую именно мужской половины) — «пожить некоторое время слащавой, необременительной «семейной жизнью», а дальше посмотрим...» Такие браки обычно скрывают от родителей, родственников и близких. «Муж» не разрешает «жене» иметь детей, но если она вопреки его желанию или случайно все же зачала, он может в грубой, ультимативной форме под разными предлогами потребовать сделать аборт. В такого рода браках права женщины ничем не защищены: ни адатами-обычаями, ни народными традициями, ни религиозными канонами, ни местным законодательством.

Один из известных египетских богословов прошлого столетия имам аш-Ша‘рави категорично отметил: «Желание юноши и девушки (мужчины и женщины) сокрыть от общественности (даже от самых близких родственников) намерение жениться и стать мужем и женой, аннулирует какую-либо законность их отношений.

Публичное объявление о бракосочетании сохраняет честь и достоинство юноши и девушки. Что же касается формы оглашения и оповещения, то у разных народов — разные традиции и обычаи, выполняющие данную функцию» /1/.

В хадисе сказано: «Разделительной чертой между разрешенностью и запрещенностью [близких отношений] в браке является бубен и голос /2/[громогласное объявление о браке]» /3/. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) также подчеркивал: «Объявляйте о браке!» /4/; «Делайте брак показательным (явным) и бейте в бубен [то есть вносите торжественность и привлекайте внимание других] /5/» /6/. Ибн ‘Аббас передает следующие слова пророка Мухаммада: «Распутницами являются те [женщины], которые выдают себя замуж, не объявляя об этом [то есть скрыто, без согласия опекуна и без участия свидетелей, без соответствующих форм объявления о браке, заведенных в их обществе]» /7/.

Полезно будет также ознакомиться и со следующим достоверным хадисом: «Не будет [полноценного] брака, кроме как с явным доказательством [о серьезности намерений]» /8/.

Замечу, что два случайных свидетеля «с улицы» никак не могут считаться «доказательством о серьезности намерения» брачующихся.


Гражданский брак


Модное веяние под названием «гражданский брак», когда люди живут вместе не скрепив свои отношения какой-либо печатью (ни проводя никях, ни оформляя отношения в загсе), основывая свой союз лишь на переполняющих их сердца чувствах, — настоящая безответственность. Таким людям пора повзрослеть, дабы увидеть, что жизнь — серьезная штука, а время — золотые песчинки, которые с каждым прожитым часом падают в бездну безвозвратного прошлого.

«Удобства гражданского брака обманчивы. Ведь совместная жизнь — это огромные душевные затраты. Женщина в гражданском браке не чувствует в мужчине опору. Она начинает замечать, что мужчина не принимает решения. Он постоянно уходит от ответственности. Женщина устает быть лидером. В итоге они расстаются, и начнется поиск нового «партнера». Придется опять изучать следующего человека. Он может иметь массу своих недостатков, с которыми необходимо будет мириться, находить точки соприкосновения. Но мы же не живем тысячелетия. Нам отпущен небольшой срок: 60, 80, 100 лет. Это мало!

Чтобы возникла настоящая семья, пара должна осознать важные семейные ценности: что есть семья? куда мы вместе движемся? как мы вместе эту семью строим? Самое главное — понять, что мы делаем для того, чтобы сделать семью счастливой. В гражданском браке таких задач не ставят, потому что люди не хотят ответственности. Они говорят: «Давай поживем друг с другом, давай проверим», они не говорят: «У нас с тобой семья». У каждого в голове звоночек: «Чуть что, я могу уйти». «Гражданский брак» всегда обречен» /9/.

«В гражданском браке партнеры бессознательно оставляют для себя возможность расторгнуть устное соглашение, поскольку не исключают встречи с другим, более подходящим человеком. Гражданский брак — лишь компромисс, в котором достигается возможность жить в паре, пользуясь теми благами, которые дают партнерские отношения, при этом не обременяя себя необходимостью окончательного выбора, а также ответственностью за принятое решение. То есть в гражданском браке заложена интенция /10/, звучащая так: «Я с тобой, пока мне это нравится»...

Штамп же в паспорте, помимо своей официальной функции, имеет еще и символическое значение: «Я избрал этого человека для того, чтобы разделить с ним свою жизнь, я беру на себя ответственность за наши отношения». Неслучайно бракосочетание в загсе... происходит в присутствии свидетелей. Скрепляя свои отношения печатью и кольцами, вы как бы говорите друг другу и окружающим, что делаете свой выбор осознанно, что берете на себя обязательства быть со своим избранником не только в радости, но и в печали, в болезни и в старости.

Интересно, что, согласно статистике, 70 % мужчин, живущих в гражданском браке, считают себя холостыми, а 90 % женщин в этой ситуации считают себя замужем...» /11/.

«Люди, которые были в гражданских отношениях, «разводятся» особенно часто. В этих отношениях люди пресыщаются друг другом. Сколько мужчина и женщина могут быть вдвоем? В природе человека заложено, что там, где двое, должен появиться третий. Они должны нечто воспроизвести. Но чаще всего в гражданском браке нет детей. Эти отношения выхолощенные, не имеющие наполнения... А если дети и появляются, то, как правило, кто-то один не хочет ребенка. В основном, мужчина. Потому что если бы он хотел создать семью, то вступил бы с этой женщиной в брак» /12/.

Итак, нужно научиться: (1) определять для себя глобальные жизненные цели (как, например, получение образования, создание семьи, рождение и воспитание ребенка, стремление сделать мир лучше, участие в благом) и (2) делать серьезные шаги, а не прощупывать почву под ногами годами и десятилетиями, боясь оступиться.
***
Моя подруга вышла замуж втайне от своих родителей. Парень, за которого она вышла, — мусульманин, как и она сама. О браке они скрыли потому, что были уверены — ее родители не дадут своего согласия, поскольку он не ее национальности. Но с его стороны попыток получить согласие ее родителей попросту не было, более того — они даже не знают его.
Они до сих пор встречаются скрытно ото всех. Я пыталась объяснить им, что их брак не считается действительным, что они делают запретное, но от парня в ответ я получила, что он знает лучше, поскольку читал Коран 5 раз, а я даже не говорю на арабском. Вот я сама и засомневалась. Скажите, действителен ли их брак? Добавлю, что при его заключении присутствовали два свидетеля и мулла. Все это произошло в мечети.
О том молодом человеке, который такой «грамотный», можно только сказать, что «чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание» /13/. Сколько вашей подруге лет? Если она еще молода и не состояла ранее в браке, тогда их брак без одобрения ее отца является недействительным. В хадисе сказано: «Не будет [заключен] брак не иначе, как в присутствии опекуна [либо его устного или письменного согласия]» /14/. А потому в случае с этой девушкой он недействителен.
Что касается того молодого «ученого», то я не удивлюсь, если окажется, что у него подобный случай далеко не первый, и не удивлюсь, если он скажет ей сделать аборт в случае беременности, а если она родит, то оставит ее одну с ребенком (под любым «обоснованным» предлогом), навсегда покинув и не отягощая себя при этом какими-либо обязательствами. Таких случаев в реалиях нашей жизни великое множество, и законы, а также обычаи, — неспроста.

 

Я и мой избранник хотим пожениться для предотвращения харама (запретного), но мои родители-немусульмане не разрешают мне этого из-за раннего возраста. Будет ли действителен никях (бракосочетание) без их ведома?
Родители ваши знакомы с женихом? Если нет, то необходимо обязательно их познакомить. Он должен произвести на них хорошее впечатление как подарком, который принесет, так и своей воспитанностью. Об этом необходимо побеспокоиться не вам, а ему. Если же он не собирается этого делать, значит, у него нет серьезных намерений на будущее. Не теряйте бдительность.

 

Если Аллах в сердце, в разуме и твои помыслы для Всевышнего не скрыты, то почему жить с человеком, которого ты считаешь своим мужем и который считает тебя своей женой, — смертный грех? (Через 9 лет после нашего знакомства мы поженились.) Я знаю, уважаемый Шамиль, что вы не считаете скрытые от родителей браки серьезными. Поверьте, никто из нас не хотел ни затягивать с браком, ни тем более скрывать его. Было много препятствий, и мы в первую очередь думали о Всевышнем, своих родителях и родных. Прочитав ваши ответы на вопросы, подобные моим, я ощущаю, как во мне начинает развиваться комплекс огромной вины, ощущение того, что я неправильно поступила, и мне этого никогда не простят. В мыслях я всегда со Всевышним, я обращаюсь к Нему, раскаиваюсь во всех своих грехах.
На каждый вопрос, заданный вам о браке, вы отвечаете: «Познакомьтесь с родителями и женитесь». А если это не так просто, значит нам никогда не быть той парой, которую любит Всевышний и на которую Он смотрит с умилением и радостью?! Да хранит вас Бог!
Я не сужу, а лишь напоминаю или назидаю. То, что прошло, может оценить только тот, кто прошел через это. Некоторые ошибки людей останутся в Судный День между Всевышним и человеком, не будут иметь публичной огласки. То, что происходит вынужденно, внешне неправильно, но искренне и серьезно изнутри, будет оценено с учетом глубинных намерений человека и всезнания Всевышнего о степени вынужденности на момент совершения того или иного действия или проступка.
Хорошо, что ваш муж женился и взял на себя ответственность и обязанность быть главой семьи. Но! Жизнь показывает, что это — исключение, а не правило.
Немало приходит писем от женщин, которые пострадали от своих «бойфрендов», говоривших им о любви и намерении жениться, а потом бросивших на произвол судьбы.
Религиозные каноны и национальные традиции учитывают очень многое. Неследование канонам обычно влечет осложнения как в плане мирского благополучия, так и вечного.
Ваша ситуация (необъявленность брака, отсутствие женитьбы на протяжении длительного времени), возможно, исключение в вопросе греховности такой последовательности отношений. Одному Господу миров ведомо все явное и скрытое.
Раскайтесь в совершенных ошибках и забудьте о том, что уже позади. Предположения и мучительные домыслы — это сатанинские издевательства над нашей психикой.
У вас все выровнялось, все благополучно. Будьте же счастливы!

 

Как должна вести себя вторая жена, если брак был заключен тайно абсолютно ото всех? Мы с мужем не можем нигде показаться вместе, нас не поймут и осудят люди, родственники и т. д. Я не могу иметь детей, люди будут думать, что ребенок вне брака, так как предполагают, что я не замужем (это позор для мусульманки). Но я очень хочу детей от моего мужа, я хочу нормальную семью, не прячась и не боясь, что нас увидят вместе. Его первая жена догадывается и ревнует, хотя муж ей ничего о нас не говорил. Я люблю своего мужа, но мне тяжело быть в такой ситуации. Как мне вести себя и как вести себя мужу? Что делать?
Если у вас все так, как вы говорите, значит мусульманского брака нет! В мусульманском браке должны присутствовать гласность, открытость, право иметь детей и право свободно появляться с супругом в обществе. Должна полностью отсутствовать временность.
Вам с супругом необходимо все обсудить и подумать, как исправить столь скверное положение дел. Если он не захочет этого исправлять — значит, у него нет серьезных намерений в отношениях с вами, а следовательно, вы сожительствуете, не слыша голоса совести и веры, прелюбодействуете. Называйте вещи своими именами. Если он подошел к этому как к предположительно постоянному, то Сатана вас обвел вокруг пальца и очень доволен произошедшим. Не откладывая, вам необходимо принять кардинальные меры и решение.

 

Встречаюсь с парнем более года. Одновременно он живет с русской девушкой и ее ребенком. Я его сильно люблю и хотела бы прожить с ним всю свою жизнь. Он говорит, что женится только на девушке своей национальности, хотя он той русской девушке предлагал прочитать никях (совершить религиозное бракосочетание), но она отказалась. Живут они уже 4 года. Мы с ним много раз расставались из-за этого, но он все равно возвращается, говорит, что меня тоже любит. Можно ли просить в молитве этого человека в качестве спутника жизни или вообще такие отношения считаются греховными и лучше прервать их?
Отношения с таким откровенным прелюбодеем должны быть прерваны немедленно! Сколь скверно прелюбодея и прелюбодейки, как в плане мирском, так и в вечном /15/.
Слов нет! Как могут такие люди бесстыдно ходить по Божьей земле и пользоваться несчетными дарами Господа миров, ведя подобный образ жизни?! Эти «особи» собираются еще жениться на девушках «своей национальности» и растить детей?! Такие «животные» не могут быть мужьями, кроме как после полного раскаяния, исправления себя в корне и пожизненного (покорного пред Всевышним) искупления своего греха благими поступками, уважением и глубоким почтением к жене и детям.

 

Я — немусульманка, но собираюсь принять Ислам. Уже более двух с половиной лет живу гражданским браком с мусульманином. Недавно выяснилось, что жениться на мне он не собирается, хотя все это время называл женой. Он говорит, что после нашего расставания покается и возьмет «чистую» мусульманку. Отношения прерывать со мной он не хочет, так как жениться собирается только через два-три года. А чем больше я узнаю об Исламе, тем больше понимаю невозможность с точки зрения Ислама таких «супружеских» отношений.
Я отношусь к нему как к мужу и чувствую за него ответственность перед Богом, ведь если это будет продолжаться при моем нынешнем понимании Ислама и далее, то наши отношения будут ввергать и его, и меня в огромный грех, который не знаю, можно ли будет искупить пред Всевышним. Кроме того, я недавно поняла, что беременна, но уверена, что он потребует сделать аборт. Как правильнее поступить в этой ситуации с вашей точки зрения? Что будет с ребенком (какие ограничения его могут ждать в служении Богу как незаконнорожденного), которого дал мне Аллах в такой непростой ситуации?
Подобные жизненные ситуации очень тяжело воспринимаются мною как человеком и как мусульманином. Раньше за такие несправедливые и безнравственные деяния, каковыми являются действия вашего «мужа», строго наказывали, чтобы никому не повадно было ставить в унизительное положение беззащитную женщину. Крайне обидно, что такие «мусульмане» существуют.
Что посоветовать? Вам нужно определиться: жить дальше в грехе (временные браки в Исламе категорически запрещены) или стать мужем и женой на всю оставшуюся жизнь. Что касается «чистой мусульманки», то по прямому тексту Корана для него это запретно: «Прелюбодей не имеет права жениться, кроме как на прелюбодейке или многобожнице» (Св. Коран, 24:3).
Относительно беременности. Если он будет настаивать на аборте, то поймите, что вы живете бок о бок с почти убийцей. Я бы с таким человеком не то, чтобы жить рядом, даже общаться не стал бы.
Рано или поздно эту ошибку-грех (ваше сожительство), в котором вы оба виноваты, вам нужно будет как-то исправлять. Лучше сразу определиться и исправить, чем оставлять на потом.
К огромному сожалению, в нашем современном «свободном обществе» такое понятие, как семья, значительно пострадало. Каждый из нас относится или к тем, кто восстанавливает эту святую ячейку общества, или к тем, кто затаптывает ее в грязь современной псевдоцивилизованности.
Если ребенок родится, то он в любом случае дан вам Всевышним Творцом. Если вы станете мужем и женой, то он будет законнорожденным.

 


Я христианка, гражданский муж — мусульманин, гражданин Египта. Так получилось, что мы не смогли зарегистрировать сразу свой брак (не получалось оформить документы). Мы прожили в гражданском браке 6 месяцев, сейчас появились документы, и хотим оформить наши отношения официально. Но сразу не задумались, что наши отношения — это прелюбодеяние. Сейчас, когда мы узнали об этом, хотим очиститься (перед регистрацией брака). Я должна пойти в церковь, раскаяться и мусульманин должен искренне раскаяться и попросить прощения — это мы знаем. Но как это можно сделать мусульманину и где? Объясните нам, пожалуйста.
Конечно, это не оправдание, что мы не знали, но раз уж так получилось... Мы не хотим усугублять ситуацию. Светлана, 50 лет.
О том, что мусульманин, живущий в Египте, не знал о такого рода прелюбодеянии — абсурд. Так как там это объясняют с детских лет. Но что прошло, то прошло. Раскайтесь, женитесь и будьте счастливы. Имейте намерение в сердце не приближаться никаким образом к тому, что имеет отношение к прелюбодеянию, иначе раскаяние будет аннулированно.
Для покаяния и раскаяния специально куда-то идти не следует: человек раскаивается и намеревается не повторять грех, и все это — пред Богом. В мечеть можно прийти помолиться, например, на пятничную молитву или очередную обязательную.

 

Я очень люблю мужчину-мусульманина. Мы живем с ним в гражданском браке чуть больше года. Он меня тоже очень любит. Мы не представляем жизнь друг без друга. Мечтаем о детях и просто о спокойной семейной жизни, полной понимания. Но вот спустя год он решил съездить домой к родителям, и они сосватали ему там девушку, просто отправили ее с ним обратно в Питер.
Дома с ней он не бывает, живет практически у меня, а она сидит дома. Мой любимый ее ненавидит, но, видимо, очень боится пойти наперекор своей семье. Хочет отправить ее обратно, хотя пока не решается. Пытается найти какой-то лояльный выход. Какие последствия ждут его со стороны его семьи в случае, если он сделает этот шаг?
Мы не можем жить друг без друга, слишком тесные и очень редкие, наверное, по нынешним временам чувства. Ирина, 35 лет.
Знаете, ваш любовник — прелюбодей, который сегодня с вами, а завтра — с другой. Откройте глаза. Как он без зазрения совести может взять чью-то дочь в жены, безвозвратно поломав ей жизнь, и при этом легко прелюбодействовать с вами, оставляя ее в одиночестве, так же он поступит и в отношении вас, когда придет время и вы чуточку постареете и разонравитесь ему.
Как таких людей земля на себе носит?! Унижение человеческого достоинства, наплевательское отношение к невинной девушке — это свинство, которое ничем не оправдать. Что его ждет? Делая несчастными других, никогда не станешь счастливым, чем бы ни прикрывался и ни оправдывался. Если в нем осталась хоть кроха человеческого и мужского, пусть отвезет свою «нелюбимую» обратно и все расскажет как есть о своих похождениях ее и своим родителям, а также тем, кто был свидетелем на их с «нелюбимой» бракосочетании. Соберет их всех и расскажет, извинившись и осознав, какую же подлость он совершил. В противном случае эта проблема будет нарастать как снежный ком и неизвестно, во что еще выльется.


/1/ См.: Аш-Ша‘рави М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аль-Фатх, 1999. С. 27, 541.
/2/ У арабов издревле имеется традиция очень громкого сопровождения свадебного процесса, особенно перед домом, где будут жить молодожены, или там, где они родились и выросли. Национальная народная музыка, а также голоса, с особыми торжественными тональностями и звучанием раздаются на всю улицу, а порой и округу. Суть — привлечь внимание как можно большего количества людей, чтобы они увидели юношу и девушку, ставших мужем и женой.
/3/ См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 337, хадис № 1089, «хасан»; ан-Насаи А. Сунан. С. 355, хадисы № 3369, 3370, оба хадиса «хасан»; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 2. С. 66, хадис № 1519/2723.
/4/ Хадис от ‘Амира ибн ‘Абдуллы; св. х. Ахмада, аль-Байхакы, аль-Хакима, Ибн Хаббана и ат-Табарани. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1125, хадис № 16229 (16130); аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр. Т. 2. С. 66, хадис № 2720; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 3. С. 1314, 1315, хадис № 919/10, «хасан».
/5/ Кстати, в современной России, да и не только, очень часто свадебная процессия сопровождается гулом сигналов автомашин.
/6/ Хадис от ‘Аиши; св. х. ат-Тирмизи, аль-Байхакы и др. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 337, хадис № 1090, «хасан»; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр. Т. 2. С. 66, хадис № 1517/2721.
/7/ Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. ат-Тирмизи. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 341, хадис № 1104; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 192, хадис № 3213.
Достоверность хадиса подтвердил только ‘Абдуль-А‘ля. Нет однозначности в вопросе достоверности данного хадиса, но смысл его верен и соответствует мусульманской морали и этике.
/8/ Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. ат-Тирмизи. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 341, хадис № 1105, «сахих».
/9/ Рахимова И., психолог. «Гражданский брак» всегда обречен" // www.realove.ru
/10/ Интенция — направление или направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет; намерение, цель.
/11/ Руссо Л. Гражданский брак, плюсы и минусы. Журнал «Wedding», сентябрь 2007.
/12/ Рахимова И., психолог. «Гражданский брак» всегда обречен" // www.realove.ru
/13/ Ж.-Ж. Руссо.
/14/ Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 586, хадис № 9924, «сахих».
/15/ См.: Св. Коран, 25:68; 17:32; 24:2, 3 (!).
«[Набожные те] кто не поклоняются кому или чему-либо помимо Единого и Единственного Господа, не убивают душу, что свята пред Всевышним [то есть человека], кроме как имея на то право [при самообороне, исполнение палачом смертного приговора, вынесенного официальным судом], и не прелюбодействуют [!!!]. Кто же совершает эти [упомянутые тяжкие грехи и преступления], тот повстречает соответствующее наказание [в вечности]» (см., Св. Коран, 25:68); «Не приближайтесь к совершению прелюбодеяния! [Не то, чтобы не совершайте, а даже «не приближайтесь»!] Воистину, это развратно и является плохим путем [ведущим прямиком в Ад]» (Св. Коран, 17:32).