Слово "Золотой Середины Ислама" о просвещенном Суфизме

Центр Республики Абхазия "Золотая Середина" - "Аль-Васатыйя" в очередной раз попытается донести трезвый взгляд на суфизм, лишенный как слепой любви, так и патологической ненависти, до тех, кто способен мыслить адекватно и готов принять истину, даже если она будет противоречить навязанным стереотипам и уже сложившимся заблуждениям. Глава Культурно-Просветительского Центра Республики Абхазия "Золотая Середина" - «Аль-Васатыйа» и руководитель сайта "Ислам в Абхазии" - Хаджи Исмаил ас-Суфи (Еныкъ Руслан) - мюрид шейха, авлия Кунта-Хаджи

С момента образования салафизма, как полноценного, отдельного течения в Исламе, непримиримая позиция по отношению к суфиям и тасаввуфу (и любому другому "инакомыслию") создает многочисленные проблемы в умме: сеет раскол и ненависть между мусульманами, влечет за собой обвинения в многобожии, ереси, бидаа, перечеркивает тысячелетнюю историю Ислама, закапывая имена великих суфиев и близких к ним ученых, под грунт своих болезненных фантазий, фобий и крайне ограниченных представлений об Исламе.

Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Если бы не суфий Абу Хашим, я бы не узнал тонкости показухи (малый ширк)».
Суфьян ас-Саври умер в 161 году Хиджры – он жил в самой середине тех трёх веков, которые Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) назвал лучшими.

Имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах)
Он находился с известными суфиями – такими, как: Абдуллах ибн Мубарак, Ибрахим ибн Адхам, Шакик Балхи, Ляйс бину Саад, Хасан бин Салим и другими. Также Имам Абу Ханифа брал знания у известных суфиев, например, у таких, как: Джафар ас-Сиддык, Мухаммад Бакир, Хаммад бин Абу Суляйман. (Итхаф ас-садат аль-мутакин том 1, стр. 329).

Имам Абу Ханифа родился в 80 году Хиджры, то есть и он жил в самые лучшие три века Ислама. Он – самый великий имам в Шариате. Он брал знания у более, чем четырёх тысяч учёных, а тех, кто брал знания у него – 1500 человек, из которых 40 достигли степени муджтахида. Он каждый день дважды или более раз прочитывал весь Коран. Когда он был в Багдаде, то прочитал Коран пять тысяч раз. Его ученик Мухаммад-Хасан написал около тысячи книг.

Имам Малик (да будет доволен им Аллах)
Имам Малик – имам одного из четырёх мазхабов. Он тоже - муджтахид мутлак, имам в хадисе, «Имам Мединцев». Он брал знания у семисот учёных и триста из них были табиинами. Он родился в 90 году по Хиджре и тоже жил в самые лучшие три века Ислама. И он никогда не прорицал суфизм, напротив, его самыми лучшими учениками были суфии Ибрахим ибн Адхам, Зуннун аль-Мисри, Абдуллах ибн Мубарак. («Ихтаф ас-садат аль-мутакин», том 1, стр. 318.) Имам Абу Ханифа сказал о нём: «Я не видел человека, который знал бы Сунну Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) лучше имама Малика» («Фатхуль-Аллям», том 4, стр. 315).

Имам Малик сказал:
«Кто стал факихом и не стал суфием - тот будет грешником. Тот, кто стал суфием и не стал факихом - тот будет еретиком. А тот, кто воплотит в себе фикх и суфизм - тот, действительно, приобретает Истину» («Аль-Мавсуату Юсуфият», стр. 55; «Хашият аль-Адави», том 3, стр. 95; [Мулла] Али аль-Кари, «Айн аль-Илли», том 1, стр. 33; «Хакаику ан ат-Тасаввуф», стр. 566.).

Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах)
Имам аш-Шафии – это учёный, который заполнил мир знанием. Он - океан знаний хадиса, он заложил фундамент науки усуль аль-фикх. Он каждый день читал Коран, в 7 лет знал его наизусть, а в 10 лет знал наизусть известную книгу имама Малика «Муватта». В 15 лет он был муджтахидом, который давал фетвы. Он - имам Шафиитского мазхаба, один из четырёх имамов-мазхабов.
Имам аш-Шафии сказал:
«Я дружил с суфиями и узнал от них три мудрые выражения:
1. Время - как меч, если ты его не отсечёшь, он отсечёт тебя.
2. Если ты не повернёшь свой нафс ко благу, он повернёт тебя ко злу.
3. Отсутствие [чего-либо] – это спасение». («Аль-Мавсуату Юсуфият», стр. 54; Джалалуддин Суюти, «Таййидуль-Хакикат», стр. 15).

Имам аш-Шафии сказал:
«Мне была внушена любовь к трём вещам в этом мире:
1. Отказ от неестественности,
2. Мягкое отношение к людям,
3. Следование пути суфиев (ахлу тасаввуф)». («Аджлуни, Кашфуль-Хафий», стр. 341; «Хакаику ан ат-Тасаввуф», стр. 567).

Ещё имам аш-Шафии сказал в стихах:
«Будь и факихом, и суфием - но не одним из них.
Поистине, я наставляю тебя ради Аллаха.
Факих, но не суфий – у него грубое сердце и оно не знает вкуса таква.
Суфий, но не факих – невежественный, а как же преуспеет невежественный?» («Диван аш-Шафии», стр. 25).

Теперь подумайте, дорогие мусульмане, кому верить: нашему имаму аш-Шафии или отрицающим Истину?

Некоторые приводят слова от имама аш-Шафии о том, что «ставший суфием к полудню станет сумасшедшим». После изучения книги «Тальбис иблис» становится ясно, о каких именно суфиях говорил имам аш-Шафии. Эта книга посвящена порицанию ошибок, которые совершают представители многих заблудших течений, а также представители различных религиозных наук, даже такие, как чтецы Корана, мухаддисы, факихи, проповедники и другие. Например, автор пишет о чтецах Корана: «Из них (чтецов Корана) есть такие, которые заняты необыкновенными чтениями и изобретениями этих чтений (мелодий), и большую часть жизни тратят в поисках этих чтений и составление книг про это - и это их отвлекает от изучения фарзов и обязательных вещей» (стр. 137). Разве может это означать, что читать Коран - нельзя, или что чтецы Корана - заблудшие люди? Конечно же, нет! Точно также, порицание так называемых «суфиев», которые не следуют Шариату, не означает, что все суфии или весь суфизм есть заблуждение.

Что касается цитаты, которую приводит великий мухаддис и шафиитский факих имам аль-Байхаки, то сам автор даёт пояснение словам имама аш-Шафии, после чего становится ясно, о ком идёт речь: «Я же говорю: он имеет в виду тех, кто вошёл в суфизм и довольствовался лишь именем и внешней формой без истинной сути суфизма. Они уклоняются от работы и возлагают свои проблемы на мусульман, и не думают о них, и не исполняют обязанности по отношению к ним, и не приобретают знания, и не занимаются поклонением подобающим образом. Подобных суфиев аш-Шафии описал таким образом: «Не будет суфий суфием, пока не соберутся в нём четыре качества: леность, обжорство, сонливость, назойливость».

Здесь он критикует тех, кто обладает подобными качествами. Что же касается истинных суфиев, которые искренни в уповании на Аллаха и в следовании этике Шариата, будь то в поклонении Аллаху или же в отношениях с людьми - то было рассказано от него, что он дружил с такими суфиями и получил от них пользу. («Манакибу аш-Шафии», том. 2, стр. 207-208, изд. «Мактабату дари ат-Тарас»).

Как видите, имам аш-Шафии критиковал лишь лжесуфиев, а с истинными суфиями поддерживал связь и получал от них знания.
Имам аш-Шафии сказал: «Если умный человек не станет суфием, не придёт обед, как он станет идиотом» («Хульят аль-Авлия», том 4, стр. 411).

Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах)
Имам Ахмад – один из самых великих имамов в фикхе и хадисе. Он написал «Муснад», в котором собрал 30 тысяч хадисов («Ихтаф ас-садат аль-мутакин», 1 том, стр. 339). Он сам знал наизусть более 700 тысяч хадисов, его называют «имамом Ахлю-с-Сунна».
Он поклонялся каждую ночь, и каждый день полностью прочитывал Коран. Передают, что когда он умер, на похороны собралось более 1,5 миллиона человек. Он родился в 164 году по Хиджре, умер в 241. И он был из числа тех, кто любил суфиев и дружил с ними.

Имам Ахмад попросил Исмаила бин Исхака Сираджа позвать к себе в гости Хариса аль-Мухасиби и его мюридов. Сам имам Ахмад в это время сел в месте, где его не видел никто из присутствовавших, но он видел и слышал их всех. Когда имам Ахмад услышал проповедь Хариса аль-Мухасиби, он заплакал, и чуть было не потерял сознание. После проповеди сказал, что никогда не слышал проповеди, в которой настолько красиво говорилось о вара (скрупулёзность в религии) и отстранении от мирского (Ибн Касир, «аль-Бидая ва-н-Нихая», том 10, стр. 692).
Большинство учёных говорит о том, что имам Ахмад прервал общение с Харисом аль-Мухасиби из-за его книги по каламу, которую он написал против мутазилитов. Что касается суфиев – то имам Ахмад любил их.

Когда он услышал, что умер известный суфий Бишр Хафи, он сказал: «Ему не было равных, кроме Амра бин Кайса. Если бы он (Бишр Хафи) был женат, то достиг бы большего совершенства». Передают даже, что имам Ахмад сказал после смерти Бишр Хафи, что не осталось человека, подобного ему (Ибн Касир, «аль-Бидая ва-н-Нихая», том 10, стр. 659).

Сначала имам Ахмад говорил своему сыну, чтобы тот держался подальше от суфиев, но после того, как он завёл дружбу с Абу Хамзатом аль-Багдади и узнал суфиев - он сказал сыну: «Будь с ними – они опередили нас в знаниях, в сохранении сердца, в богобоязненности и в отстранении от мирского, в высоких устремлениях» («Хакаику ан ат-Тасаввуф», стр. 567; «Аль-Мавсуату Юсуфият», стр. 55).

Известный имам Ибрахим бин Абдуллах Аляи передал, что имам Ахмад сказал: «Я не знаю людей, дороже суфиев».
Кто-то сказал, что они люди, на которых нисходят странные состояния. Имам Ахмад ответил: «Пусть они какое-то время (в тексте – час) радуются радостью, полученной от Аллаха» (Мухаммад ас-Сафарини аль-Ханбали, «Гизауль-альбаб шарх манзума аль-адаб», том 1, стр. 120).