Траур

Материалы подготовил - Имам Московской мемориальной мечети, богослов - Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др.   http://umma.ru/

У меня сегодня умер дедушка. Скажите, пожалуйста, существует ли в Исламе такое понятие как траур? Если да, то в чем он заключается? Сколько длится? Что разрешается делать во время траура, а что запрещено? Прошу прощения, но я не смогла найти на сайте ответы на свои вопросы. Единственная моя цель — не прогневать Всевышнего и не оскорбить память своего деда. Заранее благодарна, надеюсь на Ваше участие.


Траур /1/По данной теме очень много обычаев и различного рода традиций, большая часть которых не имеет ни смысла, ни канонического обоснования. Соглашусь с тем, что среди них могут быть те, которые не вступают в явное противоречие с канонами веры и были продиктованы временем, местом и обстоятельствами, в которых появились.


Полезно будет рассмотреть данный вопрос с точки зрения пророческого наследия, оставленного Посланником Творца (да благословит его Всевышний и приветствует). При внимательном и вдумчивом рассмотрении мусульманской сокровищницы человек в состоянии ответить на многие вопросы, проводя параллели с реальным положением вещей, не лишаясь при этом вдумчивости и мудрости.


Траур — неиспользование того, что приукрашивает внешность человека; отсутствие признаков веселья и радости. В основе своей это касается женщины, которая потеряла мужа. Она не имеет права выйти замуж на протяжении четырех месяцев и десяти дней после его смерти: «Если умер супруг, то жена находится в ожидании [не выходя замуж] в течение четырех месяцев и десяти дней. Если этот срок завершился, то нет греха на ее родственниках, если она начинает готовиться к новому замужеству в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Всевышний в полной мере осведомлен о том, что вы делаете» (см., Св. Коран, 2:234).


Если же она беременна, то ее траур завершается с рождением ребенка и после этого она имеет полное право выйти замуж: «Беременные, их срок — рождение ребенка» (см., Св. Коран, 65:4).


В упомянутый период она покидает дом только в вынужденных и жизненно необходимых ситуациях (работа, учеба, посещение родных, приобретение продуктов и т. п.); не посещает мечеть и не отправляется в путь для совершения паломничества; одевается более скромно; не наносит макияж и не использует духи, благовония; к ней не сватаются, и она не выходит замуж, хотя предложение о замужестве (в форме благонравного намека) она может /2/получить.


По завершении срока она возвращается к обычному ритму, повседневным заботам своей жизни (воспитание детей, общение с родными, друзьями, работа, учеба, спорт и т. п.) и имеет полное право выйти замуж за желанного ею.


Траур по родным и близким не продолжается дольше трех дней. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Недопустимо для верующей женщины быть в трауре по покойному более трех дней, кроме мужа. Траур по нему — четыре месяца и десять дней». /3/


Начинается траур со дня смерти.


Понимание траура заключается не столько в консерватизме и пуританстве одежды, и уж тем более, не в обилии эмоций и пролитых слез, сколько — во внутреннем состоянии высокой душевной печали, скорби. Это своего рода дань уважения, светлая память об усопшем пред Всевышним.

/1/ Траур [нем. Trauer]. 1. Состояние скорби по умершему или по поводу какого-либо общественного бедствия, катастрофы, сопровождающееся ношением особой одежды, отменой увеселительных мероприятий. 2. Черная или темная одежда, повязка и т. п., носимая в знак скорби. См.: Большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург: Норинт, 2000, с. 1340.
/2/ «Нет греха на вас, если вы предложите благонравным намеком [максимально деликатно, этично, учитывая душевное и психологическое состояние] замужество вдове или сокроете это в своих душах [до поры, до времени ничего не сказав]. Всевышний знает о том, что вы будете помнить про них, но тайно не обещайте им, а скажите благонравно. И не вознамеривайтесь сочетаться браком, кроме как после истечения срока [четыре месяца и десять дней со дня смерти мужа]. Знайте же, Аллах осведомлен о том, что в ваших душах, бойтесь же Его [не вздумайте обманывать женщин, ставших вдовами, играя на чувствах и эмоциях]! И знайте, что Всевышний — Всепрощающ и невероятно Терпелив [сразу не наказывает за проступок, а дает возможность исправиться]» (см., Св. Коран, 2:235).
/3/ Хадис от Умм Хабибы и Зайнаб бинт Джахш; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000, т. 4, с. 188, хадисы № 1281, 1282; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992, т. 5, с. 2182, 2183, хадис № 3330, «сахих».