Временный брак

Материалы подготовил - Имам Московской мемориальной мечети, богослов - Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др.   http://umma.ru/

Брак мут‘а, то есть брак, заключаемый на ограниченное время, — это договоренность между мужчиной и незамужней женщиной о том, что она будет жить у него как жена в течение определенного или неопределенного срока, получив в итоге материальное вознаграждение. Целью такой договоренности является лишь удовлетворение плотских потребностей. Завершается все это без бракоразводного процесса по итогу истечения обозначенного срока либо обычного расставания, если срок не был обозначен /1/.

Нет сомнений в том, что данный союз никак не может считаться мусульманским браком, и это потому, что (1) семья в Исламе строится на основе развития и сохранения чувств любви и милосердия между мужем и женою /2/; (2) результатом семейных взаимоотношений становится рождение и воспитание детей, а после и внуков /3/, взаимопомощь в их воспитании и становлении; (3) муж обязан в меру сил и возможностей материально обеспечивать свою семью /4/; (4) муж и жена наследуют часть имущества друг от друга /5/; (5) ребенок должен носить отчество своего родного отца /6/. Ничего из перечисленного, а также необходимости развода /7/при окончательном прекращении отношений, послеразводного периода /8/(обозначенного в Коране, в том числе для выявления беременности) и срока ожидания после смерти мужа /9/во временном браке нет /10/.
Аргументация и мнения богословов
Начнем с того, что в Исламе заключаемый брак не должен и не может быть ограничен временем. Если при бракосочетании оговаривается его срок, то такой брак канонически считается недействительным /11/, а интимные отношения между мужчиной и женщиной в таком случае квалифицируются как прелюбодеяние. С этим согласны все суннитские и некоторые шиитские ученые /12/.

Среди богословско-правовых школ шиитского толка временный брак (мут‘а) допускается только последователями джа‘фаритского (имамитского) мазхаба /13/. Для заключения временного брака у имамитов достаточно упомянуть махр (в данном случае это материальное вознаграждение) и оговорить срок сожительства. Присутствие свидетелей и опекуна на церемонии бракосочетания не является необходимым условием. Наследственные обязательства в случае скоропостижной смерти одного из супругов отсутствуют, а расторгается этот «брак» без процедуры развода /14/. Исходя из всего описанного, такой «брак» скорее напоминает завуалированное прелюбодеяние, чем благодатный супружеский союз по Исламу /15/. Мнение имамитов по данному вопросу не может быть признано, ибо их концепция временного брака противоречит Священному Корану и Сунне Пророка, как их духу, так и тексту. Достоверно известно о том, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) после двух случаев допущения временного брака /16/, заключенного некоторыми из его сподвижников во время продолжительных походов на дальние расстояния /17/, в итоге запретил временные отношения между мужчиной и женщиной. Вот несколько достоверных хадисов по этому поводу:
(1) «Люди, я [было] /18/разрешил вам временный брак [в период долгих и продолжительных походов]. Но, воистину, Господь запретил это вплоть до Конца Света» /19/.
(2) Саляма ибн аль-Аква‘ передал: «В год Автос Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) разрешил мут‘а (временный брак) на три дня, но после [по истечении трех дней] запретил это [навсегда]» /20/.
(3) Со слов сподвижника Сабра /21/известно, что «Пророк оговорил [повторно и убежденно] запретность временного брака во время прощальной проповеди /22/, подчеркнув, что этот запрет действенен до Конца Света [то есть ничем и никем не может быть отменен]» /23/.
(4) Имам ‘Али ибн Абу Талиб передал /24/: «Поистине, посланник Божий (да благословит его Аллах и приветствует) запретил мут‘а (временный брак) в день Хайбара» /25/.
(5) ‘Умар ибн аль-Хаттаб, когда стал правителем правоверных, обратился к людям с речью, в которой также отметил: «Поистине, посланник Божий на три дня разрешил нам (его сподвижникам) мут‘а (временный брак) [то есть такое было в период становления Ислама при жизни Пророка], но после он (да благословит его Всевышний и приветствует) запретил это. И клянусь Богом, если я узнаю, что какой-то женатый мужчина вступил во временные отношения с женщиной, его ждет смертная казнь!» /26/

Мнение сподвижника пророка Мухаммада Ибн ‘Аббаса, которое было озвучено им уже после смерти Пророка, о «дозволенности временного брака в случае крайней нужды и отдаленности от дома» имело место быть. Но в последующем, особенно после упрека имама ‘Али ибн Абу Талиба в его адрес /27/, негодования ‘Абдуллы ибн аз-Зубейра /28/и других, Ибн ‘Аббас понял, как в народе истолковали его слова и отказался от них /29/. Первоначально он допускал подобное, проводя аналогию со спиртным и мертвечиной, употребление которых канонически допускается в момент, когда человек испытывает смертельно опасное для него чувство голода (когда находится в состоянии, граничащем между жизнью и смертью). Данная аналогия была отвергнута другими учеными и в последующем им же (Ибн ‘Аббасом) самим, так как проведена между совершенно несопоставимыми вещами. Употребление запретного допускается в состоянии «махмаса», когда отсутствует иная пища, и человек, отказавшись от поддержания сил запретным, может умереть. А ситуация временных браков — это вопрос воли, разума, правильного (низкокалорийного) питания или поста /30/, и никак не относится к состоянию «между жизнью и смертью» /31/. Ни мужчина, ни женщина не умрут, сколь бы продолжительным воздержание ни было бы.

Великие мухаддисы имам аль-Бухари и имам Муслим, приводя хадисы о временном браке в отдельных главах, назвали их «Итоговый запрет пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) на временный брак» /32/и «Временный брак: о том, что он был разрешен, но затем разрешение это было аннулировано, после этого — разрешен, но затем разрешение это было аннулировано, и запрет на него установился до Конца Света» /33/.

У Джа‘фара ибн Мухаммада спросили про временный брак. Ученый ответил: «Это — натуральное прелюбодеяние!» /34/Отмечу, что в книгах по мусульманскому богословию приводится итоговое единое мнение (иджма‘) сподвижников Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) и ученых о том, что временный брак (мут‘а) запрещен (харам) и навсегда /35/.

Крупный ученый прошлого столетия, аль-имам аль-акбар, Махмуд Шальтут, итожа свое богословское исследование о категорической недопустимости временного брака в Исламе, сказал: «Те каноны, которые разрешают женщине за год выйти замуж поочередно за одиннадцать мужчин, а мужчине жениться на разных женщинах ежедневно, не возлагая на себя никаких семейных обязательств, не могут быть канонами от Господа миров, канонами чистоты и целомудрия» /36/.
***
Человек, который хочет жениться на мне, но пока не имеет на это возможности, заключает временные браки. Аргументирует это тем, что такое не запрещено в определенных ситуациях. Я же привожу цитаты из хадисов, на что у него всегда находится ответ. Так как мы живем далеко друг от друга, я не могу поговорить с ним с глазу на глаз, общаемся лишь перепиской и редкими звонками.
Скажите, пожалуйста, верно ли по Корану и Сунне, что временный брак (мут‘а) запрещен? И какие найти слова, чтоб донести это до того человека?! Добавлю, что он верующий и очень религиозный, это он привел меня в Ислам и подарил первую исламскую литературу. Р.
Ваш дистанционный собеседник и предполагаемый муж — опасный человек, причем как по земным меркам, так и вечным. Когда очевидному греху находят каноническое оправдание (а все мы знаем, что любые законы можно трактовать по-разному, о чем-то умалчивая или не замечая) — это проблема в мышлении и серьезное нарушение в шкале его ценностей и приоритетов. Среди мусульман есть те, кто утверждает, что курение разрешено, те, кто употребляет насвай, прелюбодействует или временами пьет, например, коньяк, говоря, что это не запрещено текстом Корана, ведь «в Писании говорится только о вине». Это ужасает, но такова действительность, проявление человеческой слабости и безволия. При желании, а тем более при личной заинтересованности, можно что угодно поставить с ног на голову. Желание же часто появляется из-за невежества, дурного влияния окружения или неверной, однобокой осведомленности.

 

Один родственник моего мужа собирается жениться (провести никях) на девушке, с которой сейчас живет, но в принципе он не хочет от нее детей и жениться официально (со свадьбой и родными) тоже не собирается. Ведь такой брак все равно не считается действительным?
Если в намерении брачующихся есть временность их отношений и несерьезность, то их брак изначально недействителен пред Всевышним! Я не преувеличиваю. Кто бы им ни провел никях (процесс бракосочетания), временность его и несерьезность аннулируют чистоту, святость и каноническую силу данного процесса /37/.
В моей практике, к сожалению, было несколько случаев, в которых я вынужден был отказать из-за очевидного отсутствия у людей серьезных намерений и необходимых, хотя бы минимальных, условий для заключения брака.
/1/ См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 403; Са‘ди А. Аль-камус аль-фикхи люгатэн ва истыляхан. [Лингвистический и канонический словарь исламского права]. Дамаск: аль-Фикр, 1988. С. 361; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 273.
/2/ «И из Его [Всевышнего Творца] знамений [указывающих на силу и могущество Бога] сотворение Им из вас же самих [из той же квинтэссенции] вам пары [для мужчин — женщин, для женщин — мужчин]. [Наличие пары, мужа, жены] дает вам возможность отдохнуть (успокоиться). Он установил между вами [между мужем и женою] чувства любви и милосердия [которые должны сохраняться и развиваться в семейном кругу]. Поистине, во всем этом — знамения для размышляющих» (Св. Коран, 30:21).
/3/ «Всевышний из вас же самих [из той же квинтэссенции] сделал для вас представителей противоположного пола, посредством которых [для женщин — мужья; для мужчин — жены] у вас рождаются дети [а затем] и внуки. И даровал Он вам столько хороших, приятных благ! Следует ли верить в ложное, отрицая при этом Божьи дары (или: «Что же это они (люди) веруют в ложное и Божьи дары отрицают»)?!» (Св. Коран, 16:72).
/4/ «Мужья являются главами семьи [они — миротворцы в семье, руководители]. [Являются главами семьи] благодаря тому, чем дополнительно наделил их Всевышний [мужчины обычно физически более сильны, выносливы; эмоционально сдержанны] и по причине тех материальных затрат, что они несут [обеспечивая семью]...» (Св. Коран, 4:34).
/5/ «Вам [мужьям в качестве наследства] — половина из того, что оставляют жены [покидая бренный мир], если детей у них нет. Если же дети есть [от вас они или от предыдущего мужа, неважно], тогда — четверть из того, что они [ваши жены] оставили. [И все это] после передачи завещания [если таковое имеется] и после выплаты долгов [покойной].
Им же [вашим женам, если вы умрете] — четверть из того, что оставите, если детей у вас нет. Если же дети есть [родившиеся в браке с этой женой или прежней вашей супругой], то им — восьмая часть [от всего наследства], что оставлено вами. [И все это] после передачи завещания [если таковое имеется] и после выплаты долгов. [Если жен больше одной, тогда между ними поровну распределяется четвертая часть (если нет детей) или восьмая часть (если есть дети).]» (см. Св. Коран, 4:12).
/6/ «Зовите их [родных детей или приемных] по их отцам [то есть сохраняйте отчество]. Это наиболее справедливо пред Богом. А если вы не знаете их отцов, тогда они братья ваши по вере и покровители (помощники). Если вы в чем-то ошиблись, то нет на вас греха. Однако [он, грех, есть] когда имеется сердечное намерение [когда человек преднамеренно совершает зло или преступление с осознанием, что оно греховно]. Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и безгранично Милостив [а потому, пока человек жив, есть возможность раскаяться и исправиться]» (Св. Коран, 33:5).
/7/ «Самое ненавистное пред Господом, но дозволенное [когда нет иных путей разрешения семейного конфликта] — развод», — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует). Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 10, хадис № 53, «сахих».
/8/ См. об этом: Св. Коран, 2:228.
/9/ «[После смерти своего мужа женщина может выйти замуж повторно через четыре месяца и десять дней. Если же она беременна, то — сразу после рождения ребенка.] Если умер супруг, то жена находится в ожидании [не выходя замуж] в течение четырех месяцев и десяти дней. Когда же этот срок завершится, то нет греха на ее родственниках, если она начнет готовиться к новому замужеству в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Всевышний в полной мере осведомлен о том, что вы делаете» (Св. Коран, 2:234).
/10/ Некоторые ученые-шииты, допускающие подобные временные отношения, упоминают послеразводный период в два менструальных цикла, а также срок ожидания в четыре месяца и десять дней после неожиданной смерти сожителя. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 9. С. 6553.
/11/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11т. Т. 9. С. 6551.
/12/ Например, шииты-зейдиты. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6554.
/13/ Аль-мазхаб аль-джа‘фари — религиозно-правовая школа шиитов-имамитов (одно из ответвлений имамитов), названная по имени имама Джа‘фара ас-Содыка (699–765 гг.). См., например: Аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 252.
Этот мазхаб распространен в исламской республике Иран, в ряде областей которой встречается практика временных браков.
/14/ Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6552.
/15/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6558.
/16/ То есть разрешил в одной ситуации, но после запретил, затем опять разрешил, но после окончательно и навсегда запретил. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 5. Ч. 9. С. 181.
/17/ Тогда сподвижники спросили: «Может, нам кастрировать себя [дабы не отвлекаться на женщин]?» См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 550, хадис № 11-(1404).
/18/ Подробнее см.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1992. Т. 3. С. 460.
/19/ Св. х. Муслима, Ахмада и аль-Байхакы. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 552, хадис № 21—(1406); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 1. С. 642, глава № 15, хадис № 11; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 2. С. 42, хадис № 2612.
/20/ См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 551, хадис № 18—(1405); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 1. С. 641, глава № 15, хадис № 9; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 6. С. 141, хадис № 2679.
Пояснение к хадису см., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 181.
/21/ В своде хадисов имама Муслима приводится хадис, где рассказывается сыном этого сподвижника о том, как Пророк дал разрешение на временный брак, и он, Сабра, в результате этого женился. Но через некоторое время Пророком был оговорен полный запрет на подобное, и Сабра расстался с той женщиной.
/22/ Во время прощальной проповеди Пророк повторно оговорил запретность временного брака. Однако же впервые окончательный запрет на временные браки был озвучен в походе аль-Фатх, в чем сходятся мнения подавляющего большинства ученых. Подробнее об этом см.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 9. С. 210–212; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 180, 181; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 3. С. 459.
/23/ Св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. Ч. 3. С. 163, хадис № 1011; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 212, хадис № 1962, «сахих».
Мой первый пункт является частью этого хадиса. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 552, хадис № 21—(1406); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 1. С. 642, глава № 15, хадис № 11.
/24/ Имам ‘Али неоднократно в разных ситуациях говорил об отмене и явной запретности временных браков. Отдельные высказывания на этот счет см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 9. С. 215.
/25/ Св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 9. С. 207, 208, хадисы № 5115 и 5119, а также с. 210; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 553, 554, хадисы № 29—(1407) — 32—(1407); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 348, хадис № 1123, «хасан сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 212, хадис № 1961, «сахих».
Также см.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 3. С. 460, 461.
/26/ См.: Аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 2. С. 43, хадис № 2613; Ибн Маджа М. Сунан. С. 213, хадис № 1963, «хасан»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 3. С. 463.
/27/ Тогда имам ‘Али возмущенно воскликнул: «Поистине, ты отклонился от верного пути [в данном вопросе]! Нет сомнений в том, что Божий посланник (да благословит его Всевышний и приветствует) [в итоге] запретил мут‘а (временный брак)!» См., например: Аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр. Т. 2. С. 42, хадисы № 2610, 2611.
/28/ См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 553, хадис № 27—(1406); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 188.
/29/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 9. С. 209; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 348; Аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 2. Ч. 3. С. 163; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр. Т. 2. С. 42; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад. Т. 3. С. 461; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6556, 6557.
/30/ Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), обращаясь к молодым людям, сказал: «Молодежь! Кто из вас в состоянии жениться, тот пусть женится! Кто не может [на данный момент жениться], тот пусть постится». Данный пост не является обязательным, кроме как в ситуации, когда юноша знает, что в противном случае он точно совершит прелюбодеяние. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 10. С. 133, хадис № 5065.
/31/ См., например: Аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 2. Ч. 3. С. 163, 164.
/32/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1647.
/33/ См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 550.
/34/ Данные слова цитирует имам аль-Байхакы. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 9. С. 216; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 143.
/35/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 9. С. 216; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 181; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 143, 144; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6557.
/36/ См.: Шальтут М. Аль-фатава. С. 275.
/37/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6552.